Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю Великого поста. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прошлое воскресение церковь отмечала Торжество Православия. После установления праздника Торжества Православия были прекращены споры о Святой Троице, о соединении естеств во Христе, установлено иконопочитание. Казалось бы, в Церкви должен был наступить мир. Но мир не наступил, появились другие лжеучения, которые стали вводить ересь, неправильное учение о христианской жизни, о подвижничестве. В общем-то говоря, отголоски этих неправильных учений продолжают звучать и в наши дни. Насмешливое выражение, которым пользовались раньше атеисты, безбожники, богоборцы, сегодня можно услышать и с амвона: не картошкой, дескать, человек спасается, пост — это не главное и так далее. Да, конечно, человек спасается не картошкой, и пост — это не главное, потому что пост — это такой маленький подвиг, которым одним спастись невозможно. Это просто начало христианской жизни, начало послушания Богу, начало покаяния, начало подвижничества. А потом необходимо молиться, бороться со своими страстями, отвыкать от грехов, создавать чистоту в своей душе, приближаться к Богу. Это задача гораздо большая, чем пост. Но без поста, без этой так называемой картошки, без начала, высший подвиг ни один подвижник не совершил. Во всех монастырях, как в древности, так и в настоящее время, соблюдалась постепенность подвига от малого к большему. Да, нам необходим пост как начало, а другие подвиги: молитвенные, добродетельные, очищение сердца, возвышение своих мыслей — это уже гораздо сложнее и тяжелее.
Многие монахи-подвжники, особенно на Афоне, в Египте, в Палестине занимались богомыслием, занимались очищением своего сердца и многие из них зрели особенный благодатный Божественный свет. Лжец-диавол через людей, отвергавших духовный подвиг, стал вводить лжеучения о том, что этот свет не Божественный, что он тварный, что на самом деле монахи обманывают себя и других. И нужно было появиться человеку, богослову, и в то же время чистому сердцем, потому что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), который подобно Божественной трубе раскрыл бы тайну этих нетварных энергий Божественных, Божественной благодати, Божественного света. Таким человеком оказался преподобный Григорий Палама. Церковь сегодня отмечает его память. Сегодняшний день можно называть днем торжества богословия и христианской подвижнической жизни. Прп. Григорий Палама доказал, что Божественный свет, озаряющий подвижников, является нетварными Божественными энергиями и что конечная цель жизни христианина — это его обожение.
В Священном Писании говорится, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Не этот ли Божественный свет озарял Моисея после сорокадневного поста, когда он спустился со скрижалями Завета, и никто не мог взирать на его лицо?! Не этот ли Божественный свет осиявал Спасителя на горе Преображения?! Этот же свет покрывал когда-то наготу первых людей Адама и Евы до их грехопадения. Человек был создан именно для того, чтобы быть образом Божиим. Господь, пронизывающий все Свое творение, являясь Светом нетварным, отображался и в безгрешных когда-то Адаме и Еве. Они видимо были образами Творца. Задача христианина состоит именно в том, чтобы, очищая себя подвижничеством, подвигом, начиная с поста и заканчивая умозрением Бога, так очистить себя, свою душу, свое сердце, чтобы быть образом Божиим. Именно человек, очистивший себя, является тем, о котором сказано в Священном Писании: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Прп. Серафим Саровский показывал это благодатное состояние. Этот нетварный благодатный свет является Самим Божеством, человек обожается благодатью Божией, энергией Божественной. Но для того, чтобы это совершилось, необходим человеку великий труд, работа над собой. Этот труд совершается в посте, в молитве, в очищении своего сердца.
Церковь нам во время поста напоминает о том, что каждый из нас должен путем подвига очищения своего сердца стать образом Божиим. Чтобы, взирая на нас, на наши дела, люди прославляли Отца нашего Небесного.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.