Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю Великого поста. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прошлое воскресение церковь отмечала Торжество Православия. После установления праздника Торжества Православия были прекращены споры о Святой Троице, о соединении естеств во Христе, установлено иконопочитание. Казалось бы, в Церкви должен был наступить мир. Но мир не наступил, появились другие лжеучения, которые стали вводить ересь, неправильное учение о христианской жизни, о подвижничестве. В общем-то говоря, отголоски этих неправильных учений продолжают звучать и в наши дни. Насмешливое выражение, которым пользовались раньше атеисты, безбожники, богоборцы, сегодня можно услышать и с амвона: не картошкой, дескать, человек спасается, пост — это не главное и так далее. Да, конечно, человек спасается не картошкой, и пост — это не главное, потому что пост — это такой маленький подвиг, которым одним спастись невозможно. Это просто начало христианской жизни, начало послушания Богу, начало покаяния, начало подвижничества. А потом необходимо молиться, бороться со своими страстями, отвыкать от грехов, создавать чистоту в своей душе, приближаться к Богу. Это задача гораздо большая, чем пост. Но без поста, без этой так называемой картошки, без начала, высший подвиг ни один подвижник не совершил. Во всех монастырях, как в древности, так и в настоящее время, соблюдалась постепенность подвига от малого к большему. Да, нам необходим пост как начало, а другие подвиги: молитвенные, добродетельные, очищение сердца, возвышение своих мыслей — это уже гораздо сложнее и тяжелее.
Многие монахи-подвжники, особенно на Афоне, в Египте, в Палестине занимались богомыслием, занимались очищением своего сердца и многие из них зрели особенный благодатный Божественный свет. Лжец-диавол через людей, отвергавших духовный подвиг, стал вводить лжеучения о том, что этот свет не Божественный, что он тварный, что на самом деле монахи обманывают себя и других. И нужно было появиться человеку, богослову, и в то же время чистому сердцем, потому что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), который подобно Божественной трубе раскрыл бы тайну этих нетварных энергий Божественных, Божественной благодати, Божественного света. Таким человеком оказался преподобный Григорий Палама. Церковь сегодня отмечает его память. Сегодняшний день можно называть днем торжества богословия и христианской подвижнической жизни. Прп. Григорий Палама доказал, что Божественный свет, озаряющий подвижников, является нетварными Божественными энергиями и что конечная цель жизни христианина — это его обожение.
В Священном Писании говорится, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Не этот ли Божественный свет озарял Моисея после сорокадневного поста, когда он спустился со скрижалями Завета, и никто не мог взирать на его лицо?! Не этот ли Божественный свет осиявал Спасителя на горе Преображения?! Этот же свет покрывал когда-то наготу первых людей Адама и Евы до их грехопадения. Человек был создан именно для того, чтобы быть образом Божиим. Господь, пронизывающий все Свое творение, являясь Светом нетварным, отображался и в безгрешных когда-то Адаме и Еве. Они видимо были образами Творца. Задача христианина состоит именно в том, чтобы, очищая себя подвижничеством, подвигом, начиная с поста и заканчивая умозрением Бога, так очистить себя, свою душу, свое сердце, чтобы быть образом Божиим. Именно человек, очистивший себя, является тем, о котором сказано в Священном Писании: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Прп. Серафим Саровский показывал это благодатное состояние. Этот нетварный благодатный свет является Самим Божеством, человек обожается благодатью Божией, энергией Божественной. Но для того, чтобы это совершилось, необходим человеку великий труд, работа над собой. Этот труд совершается в посте, в молитве, в очищении своего сердца.
Церковь нам во время поста напоминает о том, что каждый из нас должен путем подвига очищения своего сердца стать образом Божиим. Чтобы, взирая на нас, на наши дела, люди прославляли Отца нашего Небесного.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

сайт: Православная Церковь Молдовы — Кишиневско-Молдавская Митрополия (mitropolia.md)

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?