Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю Великого поста. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прошлое воскресенье Церковь повествовала нам о Лествице добродетелей восхождения от земли к Небу. Возникает вопрос: кому Церковь предложила исполнять эту лествицу? Конечно же, многие считают, что восходить к добродетельной жизни необходимо пустынникам, монахам, отшельникам. А если человек живет в миру, как он может пройти эту лествицу добродетелей? И вот сегодня Церковь разъясняет нам, что человек, христианин, независимо от его внутреннего греховного состояния и внешнего положения, может и должен подниматься по ступеням лествицы добродетелей к Богу на Небо. На примере преподобной Марии Египетской Церковь нас поучает, что любовь Божественная совершает великие чудеса. Тем более, если на эту Божественную любовь есть отклик нашей любви к Богу.
Преподобная Мария была блудница, жизнь свою проводила в страстях, в грехах. Блудница, или заблудившаяся — это как бы образ тех людей, которые опутаны страстями, погрязли в грехах. Грех не бывает один: если человек блудит, то, значит, он и обманывает, и лжет, и лицемерит, и злится, и завидует, и осуждает. Грех всегда во множестве, и «заблудившиеся» — это все мы, находящиеся в плену многих грехов. Кто-то больше предпочитает одни грехи, другой — другие, но все равно это огромный, греховный ком, который мы носим в себе так же, как и Мария Египетская.
И вот однажды она приехала в Иерусалим на праздник Воздвижения Животворящего Креста, решила из любопытства, как и многие из нас, зайти в храм, поинтересоваться, узнать что-то новое, соприкоснуться с чем-то необычным. У нее не было любви к Богу, желания трудиться ради Него. Она пришла к храму и получила ответ Божий: неведомая Сила остановила её. Господь не допустил, чтобы ее греховные уста из праздного любопытства соприкасались с Его Божественной любовью. И тут преподобная Мария узнает, что есть жизнь иная, не та греховная, которой она живет, а другая, Божественная. Она в какое-то мгновение поняла свои ошибки, раскаялась, у нее появился страх Божий, плач о содеянном, о неправильной своей жизни, появилась любовь к Богу. И лишь только она загорелась этой любовью, Господь допустил ее приложиться к Животворящему Кресту, облобызать Крест, на котором Господь был распят. Преподобная Мария дает обет никогда не возвращаться к прежней греховной, страстной, блудной жизни, уходит в пустыню и здесь исполняет лествицу добродетелей вдали от людей, проходит ее и достигает лицезрения Божественного нетварного Света, о котором писал святитель Григорий Палама.
Мы тоже часто приходим в храм из любопытства, у нас нет желания исполнять посты, молиться, делать добрые дела. Мы не хотим отрешиться от этой страстной греховной жизни. Для нас Господь — это просто что-то необычное, любопытное, и поэтому нам часто кажется, что призывы Церкви к исполнению лествицы добродетелей — это не для нас, а для кого-то иного. На самом деле — это лествица для всех христиан.
Преподобная Мария Египетская была в свое время на виду, в обществе, которому она служила. Она достигла определенной известности. Но вот она ушла в пустыню, стала думать только о спасении своей души, молиться, искоренять свои греховные навыки. Казалось бы, она не служила никому, а лишь пыталась исправить себя, приблизиться к Богу. Но какой замечательный пример она показала всем нам своим трудом, своим исправлением, своим покаянием! Церковь как бы напоминает нам всем об ответственности: перед Богом, перед ближними, перед своей семьей, напоминает о том, что и мы должны показывать хорошие, благие примеры своим детям. Ведь для ребенка образ родителей нестираем, он остается в памяти на всю жизнь. Какой бы ни был сын или дочь: разбойник, блудница, потерявшийся человек, — у него всегда будет перед глазами образ матери, стоящей на коленях, молящейся и плачущей перед иконой с горящей лампадкой. И придет время, когда эта дочь или сын услышит призыв Божий, покается в содеянном. Но бывают и плохие примеры. Вот пришел пьяный отец, он ничего не сказал, ни одного слова, прошел мимо, бросил один взгляд, но ребенок запомнил этот образ пьяного отца, и он будет оставаться у него перед глазами всю жизнь. А родители при этом ищут родительского авторитета, думают, отчего дети их не слушаются. Оттого не слушаются, что мы должны подавать своим детям благие примеры.
Преподобная Мария Египетская 47 лет провела вдали от людей. Она подвизалась в пустыне, где случайно встретила преподобного Зосиму и рассказала ему о себе. Преподобный Зосима записал ее рассказ. Таким образом о ней узнал мир, и какой великий добродетельный пример она показала всем! Каждый христианин должен помнить о той ответственности за свои дела, за свои поступки, которую он несет не только перед Богом, но и перед семьей, перед детьми, перед обществом; помнить о том, какие он оставляет воспоминания о себе в памяти ближних. Церковь нам говорит, что мы, восходя по лествице добродетелей, совершенствуясь, отказываясь от блудной, страстной жизни, устремляясь к Богу, приближаясь к Нему, работая над собой, показываем, насколько чудесна и могущественна любовь Божественная, и насколько человек, любящий Бога, велик в своем служении Ему, являясь примером для ближних.
Наконец, Церковь говорит нам о том, что уже скоро наступит праздник Воскресения Христова, и мы должны встретить воскресшего Христа в своем сердце, в своей душе. Это цель нашего совершенствования, восхождения от земли к Небу, конечный итог нашей жизни. И сегодня нам еще раз дается напоминание о покаянном подвиге прп. Марии Египетской, достигшей этой цели, чтобы и мы, потрудившись над собой, узрели тот Божественный нетварный Свет воскресшего Христа, который является вершиной лествицы добродетелей.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?