Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Изменчив человеческий род, и мы сами знаем, как быстро, порой даже не в один день, а в одно мгновение, со скоростью мысли, меняются наши чувства, настроение, желания. Мы даже не знаем, что нами руководит, почему мы разгневались, из-за чего мы радуемся, улыбаемся. Люди изучают себя и никак не могут познать. Ученые называют это рефлексами, подсознанием, какой-то неосознанностью. Мы сами себя не можем контролировать, кто-то или что-то нами управляет.
Сегодня Церковь нам объясняет нашу изменчивость, непостоянство. Сейчас мы славословим, завтра проклинаем. Когда диавол искушал Спасителя перед выходом на общественное служение, то, как сказано в Священном писании, он «отошел от Него до времени» (Лк. 4:13). Всегда он был рядом, но вот наступило время, когда решалась судьба человечества, должно было исполниться то, зачем пришел Господь, и наступило последнее искушение — искушение властью, славой самое тяжелое, самое непонятное; властью над толпой, манипулированием общественным сознанием. Кажется, тысячи, десятки тысяч, все тебя слушают, смотрят на тебя, на движения твоих рук, лица, вслушиваются в твои слова! Как хочется управлять этим бессмысленным стадом! Но это только на первый взгляд представляется, что толпа управляется нами или какими-то вождями. На самом деле ею руководят страсти и диавол. Это он может внушать десяткам тысяч, миллионам людей какие-то одинаковые мысли, желания, страсти. Человек думает, что слушаются его, но попадает под власть этой толпы. Через нее диавол руководит так называемым властителем, вождем, президентом. Апостол Павел пишет, что и «мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит. 3:3), и далее:»И мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов» (Еф. 2:3).
Человек без Бога не руководит собой. Господь показал, что Он пришел не затем, чтобы играть на страстях человеческих, манипулировать людьми, и в то же время быть подвластным главному манипулятору — диаволу, а чтобы наоборот освободить человека от этой власти грехов, страстей, плоти.
Если человек находится под властью грехов, то они опустошают его душу, опустошают общество, опустошают страну. Мы знаем, что все великие империи погибли именно тогда, когда страсти бушевали в их обществе. Они разорялись, разлагались, превращались в ничто. Господь напоминает иудеям, первосвященникам об этом, говорит, что «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк 13:35). На самом деле, без Бога душа пустая, пустое общество, пустая страна. А Господь пришел, чтобы эту пустоту человеческой души насытить Божественной благодатью, Божественной любовью, добродетелями, чтобы человек не испытывал «глада великого» (Лк. 15:14), а радовался, чтобы «осанна» звучало не на устах, а в его сердце, в его душе, чтобы это «осанна» не прекращалось, не изменялось от жизненных обстоятельств, от чего-то внешнего. Господь принес в человеческие души мир, а не разорение и опустошение. И сам Его вход в Иерусалим на осленке показывает Его презрение к этой власти над толпой, над страстями, презрение к человеческой славе, бессмысленной, изменчивой, ложной. Поэтому Церковь воспевает сегодня «осанна в вышних» не здесь, на земле, с ее грехами, обманчивостью, а возглашает «осанна» Небесную, добродетельную, с любовью Божественной. Господь отверг искушение властью, славой земной для того, чтобы человека вознести, прославить на Небе.
Сегодняшний праздник двоякий: с одной стороны, он печальный, потому что человеческий род без Бога опустошен и непостоянен, а с другой стороны, это праздник преддверия введения человека на Небо, изменения его, наполнения Божественной любовью и благодатью.
Сегодня, отмечая этот праздник, дорогие братия и сестры, постараемся и мы прославлять Господа в своем сердце с любовью, чтобы наше «осанна» было от души, чтобы оно звучало не только из-за того, что мы хотим что-то получить от Бога, а потому, что Он есть, потому что Он с нами, потому что Он уже за нас пострадал, и мы все имеем. Прославляя сегодня Спасителя, грядущего на Крестную смерть, воскликнем Ему «осанна», зная, что вместе с этим «осанна» предстоит Ему Крестоношение, а вместе с Ним и нам, но это любовь Его к нам и наша любовь к Нему.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.