Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 3-ю по Пасхе, свв. жен-мироносиц. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Господь воскрес, победил грех, смерть, открыл Царствие Божие человеку. На прошлой неделе Церковь нам напоминала о том, что многие будут в этом сомневаться, что вера проходит через трудности, испытания, сомнения. Это необходимо нам для того, чтобы мы эту веру уяснили, усвоили, жили ею, полюбили Спасителя, Бога. И вот сегодня, с этой недели, Церковь начинает повествовать всему миру о том, какие чудеса творит вера в уверовавшем во Христа человеке, искренне, чистосердечно полюбившем Бога. Этот человек становится совершенно иным, причем независимо от его состояния, положения в обществе, от того, мужчина это или женщина, богатый или бедный.
Сегодня нам Церковь показывает на примере праведного Иосифа Аримафейского, Никодима и жен мироносиц, как меняются люди, любящие Бога, верующие в Него. Святой праведный Иосиф Аримафейский был тайным учеником Спасителя. Он был советником, как сказано в Священном Писании. Советник являлся членом Верховного Совета или Синедриона. Этот Синедрион управлял Иудеей, фактически Иосиф Аримафейский был членом правительства. Он был уважаемым человеком, потому что делал много добрых, хороших, полезных дел. Иосиф понимал, что один ничего не сможет сделать против всего Синедриона, однако веровал во Христа тайно, со страхом. И вот наступил момент, когда Спасителя распяли, все разбежались, и этот уважаемый человек почувствовал в себе такую веру и любовь ко Христу, что, несмотря на все угрозы (а он знал, насколько велика злоба иудеев на Христа и Его последователей, потому что сам присутствовал на всех их тайных собраниях, сговорах), тем не менее, идет к Пилату, просит Тело Иисусово и погребает в своей пещере. Иосифа немедленно схватывают, сажают в темницу, и после дня покоя, субботы, должны были допросить и, вероятно, казнить. Но Господь Своей силой тайно восхищает его из темницы, он оказывается в своей родном городе Аримафее, где тоже его схватывают. Опять Господь его чудесно освобождает. Иосиф лишается всего, изгнанный, лишенный имения, избитый. Он уходит проповедовать Христа в самые далекие страны. Этот человек еще до Воскресения Христова, до победы Спасителя над диаволом, над смертью так уверовал и полюбил Христа, что готов был рисковать всем: и имуществом, и ближними, и своей жизнью ради этой любви.
Никодим тоже был тайным учеником Спасителя, как мы знаем из Священного Писания. Господь с ним беседовал ночами, рассказывал ему и о Своих страданиях, излагал Свое учение. Он тоже боялся иудеев, был начальником и фарисеем, уважаемым человеком. Никто не знал о его вере, поэтому в Священном Писании говорится, что фарисеи говорили: «народ невежда в законе» (Ин. 7:49) верует во Христа. «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?» (Ин. 7:48). Только вот он, Никодим, и фарисей, и начальник. Когда Господь предал Свой Дух на Кресте, и все ученики разбежались, он вместе с Иосифом пошел к Пилату просить Тело Иисусово. Он тоже знал, что может за это пострадать, но его любовь и вера оказались крепче страха. Его вскоре схватили, но, так как он был родственником Гамалиила, очень уважаемого учителя иудейского, который за него заступился, то его не казнили, а лишили всего имущества и избитого изгнали из Иудеи. Вскоре он пострадал, приняв мученическую смерть.
Эти крепкие мужчины, обладавшие властью, состоянием, ради любви к Богу и веры в Него пожертвовали всем: и состоянием, и положением, и властью, всем, что имели. Сегодня же Церковь показывает, что и немощные люди, женщины, полюбившие Христа чистосердечно, искренно, становятся такими же мужественными. Жены мироносицы, еще не дождавшись восхода Солнца, зная, что у Гроба стоит стража, воины, которые совсем недавно схватили Иосифа и Никодима, и их могут также схватить и казнить, тем не менее, берут благовония, миро, хотя Спасителю это было уже не нужно, и, побуждаемые любовью, идут ко Гробу. Они понимают, что не смогут даже отвалить камень, которым запечатан Гроб. Они не понимают смысла, зачем вообще они идут, что им надо. Их движет любовь, искренняя, светлая. Они приходят и удостаиваются увидеть первыми воскресшего Христа и слышат от него слова: «Радуйтесь!» Потом эту благую весть они несут Апостолам. Жены мироносицы служили Спасителю при Его жизни, как сказано в Священном Писании, своим имением, своими способностями какими-то. Естественно, что ученики, три с лишним года ходившие с Евангельской проповедью, часто не имели, где главу приклонить, нуждались в пище, в чистом одеянии и во всем необходимом. Эти женщины служили им с полным самопожертвованием, а у Гроба Господня открылось величие их любви, и миро благовонное, в котором не нуждался Спаситель, превратилось в миро добра, миро веры, миро добрых дел, которых так не хватает многим из нас. Женщины с них должны брать пример, неся в мир это благое миро — миро сострадания. Первые христианки, последовательницы жен мироносиц, стали служить больным, немощным, сиротам. По всему миру они несли добрые дела, показывая, что женщина, несмотря на свои немощи, может Богу принести очень и очень много. Может ей не хватает мужества мужчин, но чистосердечной веры и любви у нее не меньше, и именно это возвышает женщину, именно те добрые дела, которые творит женщина, любящая Бога, делают ее праведной, святой. Некоторые из жен мироносиц даже стали равноапостольными, пошли проповедовать Христа вместе с Апостолами, неся тяготы проповеднического подвига.
Сегодня на этих примерах добродетельной жизни, любви к Богу, чистой, незапятнанной, Церковь нам показывает, насколько человек преображается, уверовав во Христа, насколько он изменяется. Была блудницей Мария Магдалина — стала равноапостольной, вела скотскую жизнь — стала учительницей добродетелей. Это пример для каждой женщины. Воспоминая праведных Иосифа, Никодима, жен мироносиц, дорогие братья и сестры, постараемся, чтобы из нас Господь, если мы Его любим чисто и откровенно, смог сделать сосуды, которые также несли бы в мир миро добра, милосердия, добрых дел и проповеди о Христе.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.