Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Сегодня Церковь воспоминает исцеление Спасителем расслабленного. В Иерусалиме при храме находился притвор Соломонов, где была купальня, возле нее пять крытых ходов или галерей, которые были наполнены многими болящими, потому что раз в году в эту купальню сходил Ангел Божий, и кто первым опускался в воду, исцелялся от болезней. Спаситель неоднократно приходил в Иерусалимский храм, конечно же, не мог не придти в это место, где находилось столько страждущих. Придя однажды, Он увидел расслабленного, пребывающего в болезни 38 лет, тут же были и другие болящие, глухие, слепые. Господь спросил его, хочет ли он быть здоровым, на что расслабленный ответил, что, конечно же, хочет, но нет человека, который бы поднял его, опустил в воду этой купальни, и он исцелел. Тогда Господь его исцеляет Своим словом, говорит: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). Была суббота, расслабленный встал, взял свою постель. В субботу по Ветхому Завету нельзя было совершать никаких дел, работать, а несение своей постели тоже считалось работой, это было недопустимо. Встретили законники и фарисеи этого исцеленного, чтобы узнать, почему он нарушает субботу, и тот ответил: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:11). Затем исцеленный встретил Спасителя, Господь ему сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5:14). Но неблагодарный человек пошел и предал Христа. Почему же Господь прежде исцеления спросил этого расслабленного, хочет ли он быть здоровым?
Мы знаем, что в житиях святых описываются многие случаи, когда люди просили у Бога болезни по разным причинам. Кто-то потому, что не мог себя сдержать в какой-то страсти, кто-то потому, что болезнь — это подвиг, это несение креста, это проявление любви к Богу, если это болезнь принимается с благодарностью. Но чаще всего нас посещают болезни именно потому, что мы грешим. Здоровье — это не просто дар от Бога. Это и большая ответственность. Если мы можем хорошо передвигаться, двигаться, если мы сильные и крепкие телом, можем помочь кому-то, и не совершаем, если мы свое здоровье употребляем не на пользу своим близким, то за это придется ответить. Не случайно Господь предупреждает расслабленного, что после исцеления от недуга ему придется отвечать за свои дела, за свои поступки.
В Патерике рассказывается случай о том, как в одном монастыре один старец болел тридцать лет, у него было внутреннее кровотечение. И вот однажды пришел другой монах, приготовил ему хорошую похлебку, которая принесла бы пользу, облегчила бы болезнь, и сказал: «На вот, выпей, чтобы тебе полегчало». А больной ему ответил: «Я готов еще тридцать лет болеть, потому что это милость Божия ко мне». И не стал есть похлебку. А то, что болезни от грехов, это тоже свидетельствуется многими. Святитель Иоанн Златоуст до того, как стал священником, после окончания Афинской школы пошел в монастырь, здесь он очень строго подвизался, был молитвенником, постником и совершал многие чудеса. И всегда, прежде чем исцелить больного, он указывал ему, за какой грех Господь наказал его той или иной болезнью, брал с него обещание, что человек исправится, больше никогда не будет совершать грехов, а будет жить по заповедям Божиим, молиться, поститься, и только после этого исцелял. Таких случаев в его жизни было очень много.
Мы все и глухие часто, и слепые, и расслабленные не столько телом, сколько душой. Вот этот исцеленный тоже оказался расслабленным не только телом, но и душой и тоже страдал за свои какие-то грехи, но не исправился: сначала предал Христа, потом накануне Его страданий на суде у Пилата ударил Спасителя исцеленной рукой. А лучше было бы, чтобы он еще потерпел, поболел, может быть, не совершил бы новых грехов, искупил старые.
Церковь, дорогие братья и сестры, нам напоминает о том, что мы, если не считаем себя расслабленными, сухими, глухими, если хотим быть здоровыми и сильными, то это ответственность, ответственность перед Богом. Если мы не немые, говорим, то отвечаем за каждое слово. Если мы зрячие, видим, то отвечаем за то, что мы видим. Если мы слышим, то отвечаем за то, что слушаем, слышим и не исполняем. Если мы двигаемся, то отвечаем за то, куда мы идем, зачем, что мы совершаем. Как Спаситель однажды сказал фарисеям и законникам: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». (Ин. 9:39-41). Потому что если человек сам свидетельствует, что Господь ему дал Свои дары, то придется за них отвечать. Болезнь — это то лекарство, которое часто нам необходимо. В одном монастыре некий монах был очень усердный постник, но его мучил бес блуда. Однажды он не выдержал, вышел из монастыря, но только он зашел в жилище блудницы, как проказа сразу же появилась на его лице. Он опомнился, поблагодарил Бога за вразумление, вернулся в монастырь и больше никогда никуда не выходил. А если человек страдает какой-то болезнью, и кто-то за ним ухаживает, то, как говорят святые, тот, кто болеет и тот, кто за ним ухаживает, терпит (потому что уход за больным — это всегда труд, всегда необходимо терпение), эти люди получают одинаковую награду, одинаковый венец от Бога. В одном монастыре жил очень строгий подвижник, постник, который шесть дней не ел и не пил, молился днем и ночью, почти не спал, вкушал один раз в неделю лишь немного и то постной пищи. А другой монах ухаживал за больными, не был таким строгим постником и молитвенником. Однажды постник пришел к старцу и говорит: «Вот я пощусь шесть дней в неделю, вкушаю немного в день седьмой, а этот монах не постится, мало молится, но ухаживает за больными. Кого Господь больше вознаградит?» Старец ему ответил: «Даже если бы шесть дней ты был бы подвешен за ноздри, все равно твой подвиг не сравнился бы с подвигом того, кто ухаживает за больными». Потому что ухаживать за больными — это тоже подвиг, к которому каждый из нас призван, это любовь живая и действенная, не спрятанная где-то в келье, в комнате, невидимая, а та, которая приносит пользу людям, несет добро.
Сегодня, дорогие братья и сестры, слушая поучение об исцелении расслабленного, и мы постараемся нести, если мы здоровые и крепкие, радость, любовь своим ближним. Если болеем, несем скорби, то будем нести их с благодарностью, потому что болезнь, когда мы благодарим Бога, также нас очищает, укрепляет, помогает нам в борьбе с нашими страстями, в которых мы часто изнемогаем. Помолимся, чтобы Господь Своим милосердием и нас исцелил от внутреннего духовного расслабления и помог в нашей борьбе со страстями.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.