Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Чудны и премудры дела Божии. Первым, кто вошел в рай, оказался разбойник, первыми, кому явился Господь воскресший, были жены мироносицы, первым человеком, которому Господь открыл Себя, сказав, что Он Мессия, была женщина самарянка. Сегодня Церковь воспоминает это событие. После Пасхи иудейской Господь с учениками возвращался из Иерусалима в Галилею. Подошли они к колодцу Иакова выпить воды. Ученики ушли за провизией, а в это время пришла за водой женщина самарянка. Господь с ней заговорил, видя ее внутреннее расположение, настроение. Она удивилась, потому что иудеи были очень высокомерны, считали, что им недостойно общаться с иноверцами, с людьми другой веры, религии. Самарян они также презирали. Но Господь, видя чистоту и открытость этой женщины, попросил ее: «дай Мне пить» (Ин.4:7), и она ему не отказала, заметив только: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9). И тогда Господь ответил: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14). Женщина, конечно, не поняла ответа Спасителя. Тогда Господь повелел ей: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин 4:17). И женщина правильно ответила: «у меня нет мужа» (Ин. 4:17). Господь сказал: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин.4: 17-18). Своим ответом самарянка показала, что ее внутреннее желание — это не страсть, не привязанность к мужу, а искание духовного успокоения, искание Бога. Именно это постоянно ее беспокоило. Она задает вопрос своего сердца о месте поклонения Богу: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин.4:20). Она ищет место присутствия Бога на земле. Господь разъясняет ей, что это место не на земле, а в душе и сердце каждого человека. Он говорит ей, что «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:23). Женщина отвечает: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин.4:25). Тогда Господь добавляет: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26).
Удивительно не то, что Господь заговорил с женщиной, блудницей можно сказать, а удивительно, как она Ему отвечала, как вела себя. Женщины обычно страстные натуры, и самярянка не оказалась исключением. Она искала в жизни радости, счастья, думала, что это зависит от мужа, меняла мужчин, но не могла насытить свою душу. Душа искала чего-то иного. Она не прилепилась ни к страсти, ни к мужчинам, несмотря на то, что имела многих мужей, и ответила Спасителю, что нет у нее мужа. Нет у нее желания, страсти. Ее душа требовала чего-то более возвышенного. Страстный человек ответил бы по-другому, сказал бы: «Какое Вам дело до моих мужей?» или еще до чего-то, обнаруживая в себе страсти и привязанности. А эта женщина показала свое бесстрастие и заговорила на духовные возвышенные темы. Душа ее искала Бога. Ее окружали многие люди: родственники, дети, знакомые, а она ходила и жаждала благодати, зная, что надо молиться, чтобы обрести покой внутренний, духовный, надо понять, что здесь, на земле, страсть попирает этот покой, лишает человека внутреннего умиротворения. Господь отвечает на вопрос ее сердца тем, что придет скоро время, когда и она, и другие в душе обретут Бога. И не обязательно приходить в Иерусалим, на гору Горезим. Благодать живой воды проистечет из источника Божественного, и этим источником является Он Сам. И женщина забыла обо всем, ее сердце на самом деле почувствовало, что она обрела Бога. Она поверила Ему. Она забыла даже, зачем пришла к этому колодцу, что ее ждут с водой, оставила кувшины и побежала, поторопилась в свое селение, чтобы эту великую радость принести своим ближним, окружающим, поделиться тем, что она всю жизнь ожидала, искала и, наконец, нашла.
Подвижник соловецкий Феофан с 16 лет трудился на поле. И вот однажды, когда он был в поле, то увидел такой ослепительный свет благодати Божией, что оставил и животных, и лошадей, и орудия труда и, не заходя домой, не прощаясь ни с родителями, ни с братьями, ни с сестрами, ушел в Киево-Печерский монастырь. Там он провел 17 лет, а потом подвизался на Соловках. А подвижница Синклитикия говорила, что как человек, разжигая огонь, сначала задыхается и плачет от дыма, но затем обретает желаемое, так и христианин, стремящийся к Богу, должен много потрудиться, чтобы возжечь в себе Божественный огонь. В древнем Патерике рассказывается, как один подвижник по имени Лот пошел к другому подвижнику Иосифу и спросил: «Вот я по мере своих сил тружусь, подвизаюсь, пощусь, молюсь, борюсь со своими страстями, занимаюсь воздержанием, чего мне еще недостает?» И тогда авва Иосиф встал, поднял руки к небу, пальцы его рук загорелись как 10 свечей, как и самарянка, забывая, и сказал: «Если ты хочешь быть с Богом, то будь как огонь». Господь есть любовь, а любовь ревнива, и в Священном Писании говорится, что «Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14) и смотрит на то, как человек стремится к Нему, насколько он правдив, чистосердечен, искренен, насколько загорается своей любовью к Богу.
Сегодня Церковь на примере этой самарянки, которая впоследствии крестилась, пошла проповедовать сначала в Африку, потом в Италию и претерпела мученическую смерть вместе со своими сестрами и детьми, показывает, что Господь смотрит на сердце человеческое, что у Него первый тот, кто горит своей любовью к Нему, что Он избирает тех, кто Его избирает. В эти пасхальные дни, Церковь напоминает нам, дорогие братья и сестры, что мы должны гореть любовью к Богу, забывая о своих, может, о каких-то нуждах, сжигая свои страсти, зная, что главное в жизни — это стремление нашей души к Богу, что мир и успокоение наступают только в Боге. Помолимся, дорогие братья и сестры, чтобы Господь и нам помог возжечь в душе такую же любовь к Нему, как у этой самарянки.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.