Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Люди, живущие на Земле, несмотря на свое множество, часто себя ощущают одинокими, оставленными, особенно если человек чем-то болеет. Сегодня Церковь рассказывает об исцелении Спасителем слепорожденного. Этот уже взрослый человек находился у ворот Иерусалимского храма и просил милостыню. Он никому из окружающих не был нужен. Даже родители оставили его, и лишь только помощь Божия сохраняла его, кормила, обеспечивала всем необходимым. Проведя долгие годы при храме, он в своем сердце осознал, что, несмотря на то, что мимо него проходило множество людей, есть только Господь, который дарует ему жизнь и все необходимое, здесь, при храме Иерусалимском, его сердце ощутило благодать и помощь Божию. Но вот однажды в храм пришел Сам Господь. Спаситель «увидел человека слепого от рождения» (Ин. 9:1), сердце которого тянулось к Нему, «сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:6-7). Была суббота. Господь наверняка послал слепого промыслительно, чтобы испытать веру этого человека. Силоамская купель и Иерусалимский храм находились в разных концах города, и расстояние между ними было больше, чем разрешалось человеку пройти в субботу, больше субботнего пути. Исцеленный человек шел, в Иерусалиме его все, конечно, знали и спрашивали, зачем он идет, кто его послал. Умывшись в купальне Силоам, слепой прозрел. Но так как он, несмотря на совершившееся великое чудо, нарушил заповедь Божию, то законники, фарисеи должны были узнать, почему он нарушил, сделать дознание. Это входило в их обязанности. И в настоящее время, кстати, в Израиле, если имеет место какое-то неблагополучие в семье, то приходит прежде раввин или его представитель, узнает, в чем дело, не нарушаются ли какие религиозные установления, дает советы, может и наказать. Это было от древности в иудейском народе и сохраняется до сегодняшнего дня. Так вот этого бывшего слепого, который прозрел чудесно, фарисеи и законники стали допрашивать, почему же, по какому случаю вдруг он нарушил субботний покой? И тогда этот бывший слепой сказал: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Ин. 9:11). Спросили: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» (Ин. 9:17). Слепой ответил: «это пророк» (Ин. 9:17). Да и как по-другому мог ответить этот человек, потому что явное чудо совершилось, и это чудо никто не мог совершить из простых людей. Фарисеи и законники, не имевшие, что возразить этому прежде слепому, а теперь зрячему, пытались что-то придумать. И оружием в борьбе истиной, с Богом, конечно, всегда является ложь. «Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (Ин. 9:18-19). «Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин. 9:20-21). Да и как же не знали эти законники, что взрослый по закону Ветхого Завета обязан сам отвечать за себя? Исцеленный уже был в совершенных летах и, естественно, родители не должны были за него отвечать по закону. Но законники, не желающие признавать чудо Божие, верить во Христа, стали пытаться этого бывшего слепого уличить в том, что он не знает, кто его исцелил, что этот человек грешник, что раз Он нарушил заповедь Божию, покой субботний, то Он не может быть праведником, «мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9:24). На что слепой отвечает: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). И далее на замечание законников, что они не знают Христа, смело говорит: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30-33). После чего, видя явное чудо и не зная, что возразить, законники просто его выгнали, сказав: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9:34). Этот слепой встретил Христа, Господь ему открылся, и он уверовал в Него и поклонился Богу.
Это рассказ о тех трудностях, которые испытывает каждый человек, живущий в мире сем и желающий прийти к Богу, узреть Его, прилепиться к Нему, полюбить Его, исповедовать. В этом мире греховном всегда есть те, кто противится таким людям, обвиняют во всем, придумывают разные небылицы, потому что есть так называемый дух мира сего. Этот дух обычно витает в высших слоях общества, среди гордых, непокорных Богу людей, которые считают себя образованными, учеными. Этот дух противится Богу, борется с Ним. Это дух власть имеющих, которые считают, что их власти здесь, на земле, может помешать власть Божия над душой человека, над его сердцем, сознанием, волей. Человек, находящийся у власти, хочет себе подчинить других полностью, подчинить их души, мысли, сознание своей лжи, своему обману. И создаются многие секты, различные религии, идеологические учения, используются даже цитаты из Священного Писания и Предания Церкви только для того, чтобы подчинить людей, их души каким-то человеческим, земным авторитетам. Но христианин, знающий, что есть Господь, обязан свою душу подчинять Богу. Сердце человека должно принадлежать Творцу.
Однажды преподобный Макарий шел со своими учениками в Египте. Они переправлялись через реку, и он услышал слова, которые мальчик говорил своей маме: «Мама, есть один богатый добрый человек, который меня любит, а я его ненавижу. Есть другой бедный злой человек, который ненавидит меня, а я его люблю». Преподобный Макарий задумался, ученики его спросили: «Что же такого интересного сказал мальчик?» И преподобный Макарий ответил: «Есть Господь, Который все имеет, Который любит нас, а мы Его не слушаемся. Есть дьявол, бедный, ничего не имеющий, который ненавидит нас, а мы любим его беззакония». И человек, прилепившийся к земному духу времени, к нечистотам бесовским, слепнет внутренне, слепнет в своем сердце. Он уже не видит Бога. Может быть, он многое знает в какой-то области земной, человеческой, но душа его закрыта для Бога, для вечности. Этот исцеленный слепой, простой, нищий, немощной, но своей душой любящий Бога человек показал ученым законникам и фарисеям, что Господь близок не к гордым людям, которые, может быть, ищут Бога в какой-то букве, а к тем, у кого доброе сердце, у кого закон написан внутри, в душе, в сознании, а не на бумаге или на стене. Этот закон наставляет человека видеть в ближнем творение Божие, Его создание. И верующему человеку, живущему в мире, в котором господствует дух мирской, старающийся извратить любовь Божественную и применяющий для этого иногда даже и букву закона, нужно понимать, что закон любви, сострадания, милосердия нельзя изучить и приобрести через ученость. Нужно помнить, что этот закон — это жизнь с состраданием, которая отдается для ближних и посвящается Богу.
И вот сегодня Церковь, дорогие братья и сестры, в повествовании о слепорожденном напоминает, о том, чтобы мы, получающие многие дары от Бога, исцеляющего нас от разных недугов, пребывающего рядом с нами, не забывали, что в этом мире придется встретить и тех, кто будет вставать между нами и Богом своим авторитетом, своими какими-то мирскими, земными знаниями, но, тем не менее, никто не сможет помешать человеку, стремящемуся к Богу, встретить Его, обрести, поклониться Ему и отдать свое сердце в Его благие и любящие руки.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.