Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь представляет нашему вниманию рассказ об исцелении бесноватых. Господь пришел в страну Гадаринскую или Гергесинскую, и здесь Его встретили два бесноватых, которые были одержимы злыми духами. Они сказали: «Что Ты пришел раньше времени мучить нас?» Так не мог сказать человек, который в первый раз видел Спасителя. Это говорили бесы, которые находились в этих людях, они попросили, чтобы по изгнании их, Господь отправил их в стадо свиней, которое затем потонуло. А жители страны, пришедшие и увидевшие исцеленных бесноватых и узнав о гибели свиней, пришли в ужас и просили, чтобы Господь отошел от пределов их.
«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8:28-34).
Диавол всегда старается совершать свои дела незаметно. Господь даже в Священном Писании сравнивает его с вором. Говорит, что тать есть вор, приходит ночью, когда его никто не видит, никто не знает, крадет и уходит, так и диавол старается тайно, чтобы люди не знали, крадет человеческие души. А потом пытается настроить людей друг на друга, скрывая то, что это он совершил какое-то злобное дело или внушил человеку совершить что-то плохое. А диавол – это такое существо, которое совершенно не имеет в себе добра, и все, что он совершает, все злое или обман. Если даже когда-то он говорит какую-то правду, то только для того, чтобы потом человека обмануть.
Преподобному Макарию Великому, когда он отдыхал в своей келье, явился демон, толкнул его в бок и говорит: «Иди на Богослужение». Преподобный Макарий говорит: «Что ты меня зовешь, ты же лжец и все время обманываешь». Тот ему отвечает: «Нет, все ваши Богослужения проходят с нашим участием, и ты можешь в этом убедиться». Преподобный Макарий стал молиться, чтобы Господь открыл ему, что же совершается на службе. Пришло время ночного Богослужения, он пришел в Храм, смотрит, что во время чтения молитв по Храму ходят, летают множество маленьких эфиопов, черных каких-то тварей. Один подходит к монаху, который слушает службу, прикасается к его глазам, и вдруг тот засыпает. Перед другими они ходят в различных женских нарядах, и у тех появляются мысли соответственно тому, что представляет им диавол. И так каждому что-то они показывают. А кто совсем с ними, у того они сидят и на плечах, и на голове. И лишь к немногим, которые молятся, они пытаются подойти, но как огонь их отгоняет. После Богослужения преподобный Макарий стал спрашивать каждого из монахов, о чем он думал на Богослужении, чем занимался, увидел, что все рассказывают те помыслы или те дела, которые им представляли бесенята.
Диаволу выгодно, чтобы человек не знал о нем, и он внушает ему различные плохие дела, мысли, страсти и все прочее. Поэтому Церковь повелевает нам творить непрестанную молитву, как говорил апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5:17). Потому что борьба происходит постоянно. Эта борьба невидимая, как говорят святые отцы, но она страшная и жестокая. А сейчас, в наше время, эта борьба уже видимая. Страшных человечков, непонятные существа показывают нам и средства массовой информации, и мультфильмы. Они совсем непохожие на добрых существ, а все какие-то злые, уродливые, страшные, как будто их художники копировали, видя их своими глазами. Да и искусство принимает страшный ужасающий вид, вид диавола. Поэтому в Откровении говорится, что в последнее время люди будут как бесы. А это означает постоянно думать о плохом и постоянно стремиться к плохому. И не будет в голове у человека ничего хорошего. И невозможно будет ему что-то объяснить, потому что он не сможет воспринять даже благие слова. Это совершается на наших глазах.
Подходит как-то одна женщина, которая всю жизнь ходит в Храм, часто бывает в монастырях, особенно выбирает ночные службы, всю ночь молится, причащается, но, в то же время, совершает определенные грехи. Я ей говорю: «Слушай, а почитай-ка ты по главе Евангелия в день». Через какое-то время приходит человек, я спрашиваю: «Читаешь?» «Нет». «Почему?» «Не могу». «Как не можешь?» «Так, прихожу домой, глаза закрываются, стоять не могу, в руки взять Евангелие не могу, сразу же на кровать, никаких сил, ничего не могу». «Но, вроде же, ты всю ночь стоишь, молишься, якобы». А человек не молится, Человек любуется сам собой и совершает страшные грехи. И когда его мысли отвлеченные, диавол с ним не борется. Я говорю: «Слушай, ну почитай Иисусову молитву». «Не могу». Я говорю: «Почему? Ты в транспорте ездишь». «Не могу, мысли другие не дают мне повторить Иисусову молитву». Потому что, когда видимость и игра в христианство, когда лицемерие и обман по отношению к Богу, для диавола это не страшно. А когда человек начинает послушание исполнять, даже самое маленькое, которое выше поста и молитвы, тогда он не может сделать ничего. Не может подумать, не может прочитать ни одной строчки, не может взять в руки Священное Писание. И оказывается этот человек ходил в Храм, причащался, и находится в полной власти духов злобы. Человек одержимый ничего не может с собой сделать. А что говорить о тех, которые вообще в Храм не ходят? И мы можем сказать: «Да, все люди хорошие». Нет ни одного хорошего без Христа. И нет ничего доброго, как говорят святые отцы, что бы человек ни делал, не во имя Христа.
Эта наша одержимость всегда продолжалась, и будет продолжаться всю нашу жизнь. Поэтому христианин должен быть мужественным человеком. Преподобного Сергия, память которого мы празднуем на предстоящей неделе, тоже духи злобы искушали. То он видел, как будто стены расходятся и входят вражеские воины, которые пытаются, якобы, с плеча рубить, вдруг они пропадают. То стены расступаются, звери на него пытаются прыгнуть и кричат ему: «Уходи отсюда!» То заползают гады во множестве. И тоже он слышит слова: «Уходи отсюда!» Когда человек совершает какое-либо доброе дело, это всегда трудно и тяжело. И можно ждать со стороны диавола, может, через кого-то за это пострадать, можешь за это что-то потерпеть. Но это будет радостное терпение и страдание ради Спасителя. А обман всегда сопровождает дела диавольские.
Как-то один подвижник ушел в пустыню, ушел далеко по благословению настоятеля монастыря, молился, и вот однажды к нему приходит в образе юноши диавол и говорит: «Я твой сосед, ты меня не узнаешь? Твои мать и сестра три года назад скончались, а отец недавно скончался и оставил завещание, чтобы ты пришел, распорядился имением, своим наследством и отдал то, что необходимо, на помин его души». Инок поверил диаволу. Пошел, пришел в город, а его встречает живой отец. Отец спрашивает: «Зачем пришел?» А тому и ответить нечего. Как он скажет, что он пришел посмотреть на могилу отца? Он сказал: «Я очень скучал по тебе, папа, и вот я пришел, чтобы побыть с тобой». Инок остался и больше не вернулся в пустыню. Остался побежденным, поверил лжи.
Так очень часто и в нашей жизни бывает. Мы верим лжи и потом всю жизнь страдаем от нее, но ищем виноватых. А почему? Потому что у нас не хватает ни решимости, ни желания идти за Богом. И нас легко обмануть и напугать, и все наше христианство моментально пропадает, если перед нами встают какие-то трудности. Так же, как гадаринские жители, когда увидели, что если идти за Богом, могут быть какие-то искушения, можно потерять свое имущество, свиней или еще что-то. Они испугались и попросили Спасителя уйти из их пределов. Так и мы, лишь только сталкиваемся с какой-то трудностью, порой надуманной, сразу уходим от Бога, забываем о Нем и говорим: «Нет, я не с Тобой». Но это не решение проблемы, а только усугубление ее, потому что потом их становится все больше и больше, и человек вообще не сумеет ничего сделать благого и пойти за Христом.
Сегодня Церковь нам напоминает, чтобы мы бодрствовали, старались вести борьбу со своими помыслами, которые часто нам внушаются, творили молитву, не страшились и не боялись, а шли за Христом, чтобы обрести вечное блаженство в Его Царствии.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.