Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 7-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь принес на землю Свою Божественную любовь, Свои благие святые заповеди, которые, конечно же, совершенно часто не совпадали с желаниями людей. И вот мы сегодня слышали, как в Священном Писании рассказывается, что Господь исцелял слепых, многих больных. Народ Его прославлял, а законоучители, фарисеи говорили, что Он совершает чудеса силой князя бесовского.
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:27-35). Почему же такая разница? Простой народ воспринимал Его как великого святого Человека, как Чудотворца, а люди ученые не воспринимали Его, не верили в чудеса и были богоборцами. А потому, что человеческие знания не всегда человека приводят к истине. И даже знания о Боге. Это видно и по сегодняшнему дню, также было и две тысячи лет назад. Очень часто люди учатся, ходят в воскресные школы, заканчивают семинарию, но затем забывают о Боге и служат совсем не Ему. А те люди, которые, казалось бы, мало знают, приходят и остаются с Богом до самой своей кончины. Почему же так часто происходит? Потому что просвещение ума без просвещения сердца часто бывает для человека не просто бесплодно, а даже вредно. Как зимнее солнце. Оно светит, но не греет, и замерзшая земля ничего не может уродить и не может напитать человека. И от этой холодной земли нет никакого прока. Так и очень часто, когда человек просто пытается умом, головой понять что-то, совершенно не живя по заповедям Божиим, он тоже превращается в такую же холодную землю, бесплодную и никому ненужную.
Для того, чтобы принести какой-то плод, нужно согреть свою сердце и душу. Нужно отдать все Богу, чтобы Господь поселился в душе Своей благодатью, Своими заповедями, Своими добрыми делами. Бывает, что человек мало знает, но старается исполнить простые заповеди Божии в жизни: видит нуждающегося – откликается, помогает ему, старается, когда человеку необходимо, ободрить его добрым словом, помолиться за кого-то, оказать милость. Может быть, он плохо знает какие-то Божественные истины, но зато в своем сердце он знает, видит Бога, живет вместе с Ним и достигает Царствия Божия. А человек, который часто много знает, но не живет по заповедям Божиим, в сердце которого нет любви Божией, нет никаких добродетелей, превращается в богоборца при множестве своих знаний. И тогда у человека появляются другие приоритеты. Человек много узнает, но у него преобладает свое личное благополучие, своя тихая и спокойная жизнь, стремление, чтобы его не беспокоили, и чтобы он вообще наслаждался благами и никому ничего не отдавал. Вроде бы, он знает много, а живет по другим законам и очень часто их проповедует. И проповедует открыто и безумно. Это мы сами слышали. Он говорит: «Ну, зачем же трудиться для Бога, поститься? А вдруг плохо станет? А вдруг пойдешь, и у тебя закружится голова? А может, еще что-то случится? Нет, поститься не надо, и вообще старайся все делать для земного благополучия, но будь христианином». Совершенно несовместимые вещи. Никогда в истории такого не было, и не будет. Или человек живет с Богом, или он Его отвергает, несмотря на то, что он говорит и проповедует. Можно много говорить, но своей жизнью, своими делами быть ужасным страшным богоборцем. Что и происходит, и происходило всегда в человеческом роде.
Господь раскрывает истину и говорит Своим ученикам, что блаженны не слушающие, а исполняющие заповеди Божии, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). И показывал пример, говорил: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый» (Мф. 21:28-30). Может, на словах человек отказывается, а на деле он делает. И поэтому Господь всегда говорил: «Не смотрите, что они говорят, а смотрите на их дела и поступки».
Так и мы должны смотреть на себя и оценивать свои поступки. А каковы они, относятся ли они вообще к христианину? Вот я прожила, прожил столько-то: день, два, неделю, год, жизнь, а что я сделал, чтобы себя назвать христианином? И многие просто затруднятся ответить, хотя бегают с этим флажком и размахивают им, кричат. А оказывается, что ничего и не делали, не делают, и не будут делать. И не то, что христианином, а просто его сложно назвать порядочным человеком, чтобы не лгал, не лгала, чтобы плохие дела не совершали. И до порядочного человека не дотягивают. Но себя считают, как и фарисеи, и законники великими. Этот великий человек становится страшным для окружающих и для себя, потому что он переворачивает не только свои мысли, но и весь мир. И хорошее для него становится плохим, а плохое становится хорошим. Как фарисеи и законники говорили, что Господь совершает добрые дела по воле злого князя. Совсем нелогично. Но для них это неважно. Так сказали, значит, так должно быть. А сами почему-то считают себя благими, но благих дел не совершают. И у нас тоже часто бывает. Почему святые говорили: «А ты каждый день спрашивай себя, что ты сделал за день? И как это делание относится к тебе, и давай себе характеристику. Или меняйся, или смотри: пошло ли прожитое тобой кому на пользу, и что из этого может быть хорошего для души, для ближнего».
Сегодня нас всех Священное Писание призывает, чтобы и мы старались исполнять заповеди Божии, чтобы наша жизнь соответствовала заповедям христианским хотя бы немного, хотя бы чуть-чуть. А если не соответствует, сразу надо бежать на исповедь, исправляться. И всем есть, в чем исправляться. А не приходить и говорить: «Ой, я такая хорошая, такой хороший. Ничего не делаю, но замечательный человек, а ничего хорошего не делаю.». А в чем? Хороший по отношению к себе. Для себя я замечательный человек. Тихо, мирно, спокойно я живу до поры до времени. И никакой пользы ни для кого. А всякое исполнение заповедей требует труда, и часто за исполнение заповедей бывает и наказание, страдания. Читаем жития святых. Стали исполнять что-то, и глядишь, появляются недоброжелатели, те, кто не хотят, чтобы человек шел к Богу, чтобы он общался с Ним. Появляются злые противоборцы. А если все тихо и хорошо, то это говорит о том, что мы ничего не делаем и не трудимся ради Бога.
Постараемся с помощью Божией не просто быть слушателями, а стараться воплощать знание заповедей Божих в своей жизни, исправляться и стремиться, чтобы Господь Своей любовью и Божественной благодатью вселился в наши сердца, и мы Его узрели в милосердии, благости и любви.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.