Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 10-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

После того, как Спаситель спустился со Своими учениками с горы Преображения, к Нему подошел один человек, у которого сын был одержим нечистым духом и бросался то в огонь, то в воду, и никто ему помочь не мог. Спаситель исцелил отрока, а ученикам сказал, что дух этот исходит только от молитвы и поста. Но ученики такие простые слова, казалось бы, понятные, не уразумели. Потому что после этого Он им стал говорить о Своих страданиях, и они стали скорбеть.  

«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:17-29).

Почему же нам непонятны слова о посте и молитве? Потому что пост и молитва – это то, что для нас тяжело, что нам не нравится, чему мы противимся. Как и ученики когда-то подумали, что пост и молитва – это так легко и просто. Но потом, когда пошли на проповедь, они по нескольку дней были в голоде, в нужде, не имели порой даже воды, как апостол Павел писал «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:27), но они  этому радовались. Только тогда Апостолы поняли, что такое настоящий пост и молитва. Настоящий пост и молитва всегда бывают со скорбями, с гонениями и притеснениями, с насмешками и хулениями. И тяжело человеку бывает прийти помолиться или попоститься, что-то мешает. Пришел человек в Храм, и сразу ему мешают: стоит кто-то не так и смотрит не туда, а еще сказал что-то, кто-то толкнул, еще что-то. И вместо молитвы гнев, осуждение. И может быть, через многие года человек научится молиться, не замечая ни обид, ни слов, ни взглядов, ни толчков – ничего.  

Также и пост. Все нам кажется, за нами смотрят, замечают. Мы в центре вселенной, вокруг нас крутятся все и на работе, и дома, и соседи, и в транспорте, и на улице – везде. Как будто мы что-то делаем плохое.  А на самом деле, мы трудимся для Бога, и может быть, на нас везде смотрят глаза завистников и злых духов, которые пытаются нас сбить с истинного пути. Но в том-то и заключаются настоящий пост и молитва, чтобы идти к Богу, не замечая никаких препятствий, во внутренней тишине, в мире. И это есть настоящий пост и молитва.  И когда мы сможем нести скорби, испытания, быть сором для всех, кто нас окружает, тогда все остальное будет для нас легко и просто, и мы не будем задавать вопросов, почему нельзя есть то-то, и почему этот пост на два дня больше, чем обычно. И отказ от пищи нам покажется таким легким и простым. Но даже если этого мы не можем, то мы еще не вступили на путь борьбы, а находимся в споре с самими собой, с Церковью, с Богом, противимся и пытаемся только сделать первый шаг, неуверенный, который, может быть, и не произойдет и на этом все кончится.  Но приписываем себе многие добродетели и подвиги. А Спаситель говорил: «Род неверный и развращенный» (Мф. 17:17). То есть, все, что человек совершает, он извращает, пытается даже если постится, он не будет есть, воды не будет  пить, но чтобы никто, не дай Бог, до него не дотронулся, чтобы мимо не ходили, чтобы ветер не дул, и тем более, чтобы ничего не капало, а то разнесет все и вся.  А уж если молится, а у соседей музыка заиграла, то это все, и батюшке  жаловаться будет годами, и обида будет такая, что соседи будут проходить, боясь встретиться с этим христианином. А Спаситель говорит о скорбях, не о том, что нас будут уважать за то, что мы Ему молимся, а будут гнать так же, как и Его. Он постился сорок  дней и ночей, не вкушал ни пищи, ни воды, и после этого испытания точно также и у тех, кто желает идти за Ним. Пост должен быть с искушениями и молитва с какими-то препятствиями. Если они на нас действуют, то значит, мы не молимся, не постимся, а только изображаем из себя якобы каких-то праведных  «воцерковленных» христиан. А на самом деле ничего и в помине в нас нет.  

Сегодня Церковь в дни поста говорит нам  о том, чтобы мы, когда постимся и молимся,  не ждали похвалы и оваций, улыбок и какого-то добра, а ждали награду только от Бога и не замечали никаких земных испытаний, не были привязаны ни к чему, и чтобы в нас не гнездилась никакая гордыня и тщеславие, чтобы нас невозможно было ни обидеть, ни раздражить, ни вывести из себя. Постараемся, дорогие братья и сестры,  поститься таким истинным постом, и молиться, чтобы молитва была той дверью, которая закрывала от нас все внешние испытания и искушения, а пост был надежным нашим защитником от того, чтобы ни  наши уши, ни  глаза ничего не замечали, не слышали и не видели. Помолимся, чтобы Господь помог нам стать христианами и нести это имя в своем сердце.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.