Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 12-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра у нас начинается учебный год, но учеба у христианина может только начинаться. Начинается она еще до зачатия младенца, а продолжается всю жизнь.  
Сегодня мы слышали евангельское повествование, как к Спасителю однажды подошел юноша. В Ветхом Завете и сейчас в Израиле мальчики в 14 лет становятся мужчинами, девочки в 13 женщинами.  Читается особая молитва и сейчас тоже, и после прочтения этой молитвы дети очень резко меняются в своем поведении. Это заметно. Если вчера еще они, допустим, сидели на полу в автобусе, то сегодня после прочтения молитвы как взрослые люди уже не сядут и вести себя будут по-другому. Инвалиду, больному, престарелым  место уступят.  Так вот, подошел юноша. Значит, он еще не был мужчиной, ему не было 14 лет. Подошел, в общем-то, отрок, как сейчас говорят, ребенок по-нашему, ученик. И Спаситель ему сказал: «Иди, продай имение и следуй за мной». То есть, следуй в Царствие Божие. Но оказалось, что этот ребенок уже не готов быть со Христом.  Он уже не может быть в Царствии Божием.  И поэтому молча отвернулся и ушел. А Спаситель сказал ученикам, что тяжело богатому грехами и страстями войти в Царствие Божие.  В общем-то, невозможно.  Этот маленький мальчик уже оказался богат грехами, привязанностью к удовольствиям мира сего. Потому что богатство дает возможность человеку больше грешить, больше иметь пристрастий к миру удовольствий и греха. Но самое страшное, что душа у него уже стала гибнущей.  
Для чего человек живет, рождается, появляется? Для того, чтобы жить вечно своей душой в Царствии Божием. Все препятствующее этому вредит человеку. Вредит его душе. Каждый грех – это рана на душе человека. Как, допустим, человек шел, руку сломал, причинил себе боль, своему телу, потом рука срослась, но шрам остался.  Удачно или неудачно срослась – зависит от врачей. Но в любом случае шрам останется. И вот ходит человек, набивает себе шишки, вредит своему здоровью, то руку, то ногу, то печень, то сердце, то легкое, то почки. Так все постепенно умирают. Душа  тоже  может быть мертвой. Но для нее эти раны и болезни – грехи. Бывают маленькие грехи, маленькая язвочка на душе, бывает побольше, больше язва. Эти болезни никто не может у человека в его душе устранить кроме Бога. Он является врачом для души. Есть врачи для тела, а Господь врач всего и в первую очередь души.   Но даже если Он врачует нашу душу, обезображенную, больную грехом, если мы скажем: «Это у меня болит, исправь», Господь уврачует, но все равно шрам останется навечно в нашей душе.  Поэтому, конечно, мы сегодня слышали, как Господь говорит, что Царствие Божие для тех, кто как ребенок.  Как ребенок для греха, чтобы он был чист.  Чтобы не пристрастился ни к чему, чтобы его душа была цельной и не больной. И чем раньше человек начинает познавать грехи, а сейчас, вы сами знаете, о душе никто не заботится, наоборот, вводятся такие правила, чтобы побыстрей ее разрушить, ребенка учат всему плохому, чтобы он как можно раньше узнал поглубже страсти, а его душа превратилась в болезненный комок, который уже потом никто не исправит.  И эта больная душа к Богу не придет. Говорят,  пусть раньше получит  развитие семейное, сексуальное. Пока человек чист и не знает и не пристрастился к страстям, тогда он достоин Царствия Божия.  
Задача каждого человека сохранить свою душу в чистоте. Сложная, трудная задача, множество препятствий от ближних, от общества, от государства, от всех. Потому что цели у всех другие. И у общества, и у государства. Тем более, что в нашем государстве, чтобы вы знали, Церковь до сих пор по декрету 1918 года прошлого столетия отделена и не имеет право решать никаких политических, ни других вопросов и заниматься воспитанием человека. Многие думают, что Церковь  командует. На самом деле нет. Мы не имеем возможности свободно бывать в учебных заведениях и активно участвовать в жизни общества. В некоторых государствах, в Грузии, например, конституцию поменяли, отменили этот декрет, и Православная вера является государственной религией Грузии. А мы живем по декрету 18-го года, и никто его не отменил, поэтому священник, несмотря на то, что всю жизнь платит все налоги в пенсионный фонд, не имеет права даже иметь пенсию по закону. Но это так, на всякий случай.  Чтобы вы знали. Потому что многие надеются, что министр или еще кто-то нам что-то сделает. Никто вам ничего не сделает, если вы сами не сделаете. Поэтому надейтесь на Бога и на себя. Это очень хорошо запомните. И не думайте, что за вас кто-то: президент, премьер-министр или правительство что-то сделает и воспитает кого-то. Никогда. Так вот, ваша задача, каждого, чтобы душа человеческая сохранялась в чистоте и как можно меньше наносила себе греховных ран. Потому что болезнь появляется постепенно, вы сами знаете. Сначала человек кашляет, затем у него кашель начинается все чаще и чаще, а потом становится хроническим больным. У него появляется бронхит, воспаление легких, потом туберкулез. Так и с душой.  Грех не просто наносит раны, а меняет сознание человека. И человек, который постоянно пребывает в грехе, перестает понимать то, что ему говорит Церковь, и то, что ему говорят святые правила церковные. Сейчас  ученые отмечают: «100 лет назад человеку один раз сказали, повторять не надо, человек запомнил и сделал. Лет 50 назад нужно было говорить уже два раза, с первого раза большинство не понимает, что же им сказали. А сейчас человеку надо сказать 10 раз, и многие еще не поймут». А почему? Потому что душа становится больной и меняет сознание человека. Он просто не понимает. Не понимает добро, не понимает зло. Если он сделал кому-то плохое, он не понимает этого, и даже когда ему говоришь на исповеди, он все равно не понимает. Он говорит: «Но мне же хорошо». Тебе-то хорошо, но ты-то сделал другому плохо. И он не понимает.  Потому что человек полностью находится в страсти. Так же, как пьяница. Подойдите к нему, скажите: «Пить плохо». Он скажет: «Да ты что? Я как выпью, мне так хорошо». И никогда не поймет. Скажите блуднице, что это плохо, что она уже вся сгнила. Она скажет: «Да вы что! Я прекрасно живу, я без этого не могу». Скажите вору, что воровать плохо. «Ну как же, я по-другому жить не умею, мне-то это хорошо».  И тогда у человека нет возврата назад.  Тогда он уже умер наподобие этого юноши, который,  может быть, еще не умер, но и вернуться не может. Может, что-то с ним произойдет в жизни, может, через какие-то страдания и скорби он поймет, но это еще может быть, а может не быть.  Может быть, он так и останется в своих страстях и привязанностях. Этот маленький человек, о котором мы сегодня слышали, подошел к Спасителю, ему указали прямой путь в Царствие Божие, а он оказался неспособен.
Так вот, учеба должна заключаться в том, чтобы подготовить душу ребенка к Царствию Божию.  Чтобы он прошел через все жизненные испытания с живой чистой душой. Это забота не школы, запомните это. И не государства, у них таких забот нет, и целей таких нет, и не общества. Никогда не говорите: «Ну что же такое, мы же жили, советская власть нас учила». У них нет такой задачи. У власти другие задачи.  Не надо об этом вообще говорить. Никогда этого не было. Вспомните первые времена христианства, апостольские. Христиан ловили и убивали. С детьми, с младенцами, заживо сжигали, топили в воде Не было никогда на земле задачи спасения человеческой души.  Это задача только Церкви, только Бога. Господь пришел на землю и дал нам такую возможность. И кроме, как в Церкви, этого нет нигде. В Африку поедете, в Европу, в Америку, в любую страну, вам там хорошо или плохо, на море, на природе, но для спасения души нигде никто не поможет, кроме Церкви.  Условия внешние могут быть разными, а условия духовные везде одни и те же. Кто ездил, тот знает, кто не ездил, можете поверить.  Так вот, ваша задача, каждого человека, маленького, побольше, родителей, личная задача хранить душу в чистоте. Вас будут учить в школе, в обществе всякому разному. Нельзя сказать, что только хорошему, могут плохому учить, а наша задача сохранить себя для Царствия Божия. Сохранить свою душу, чтобы над ней никто не поиздевался, не посмеялся, а потом сказал: «Кто вы такие? Вы же Иваны, не помнящие родства!» Сейчас если сделают плохое, радуются. Маленький ребенок, в школу придет в первый класс, будет стараться вести себя хорошо. И даже над маленьким будут смеяться.  Ну и что? Но зато этот путь-то к Богу.  Этот путь со Крестом и со Христом всегда  радостный. И пускай будут насмешки, ну и что? Тяжело, трудно. Многие  прожили такую жизнь, ну и что? С первого класса над  верующими в советское время насмехались  Те, кто смеялся, может быть, оказались изгои для Царствия Божия,. А через какое-то время у них  жуткая зависть, невероятная злоба, что себя уже не изменишь и горько, что жизнь ушла непонятно куда.  Никакой радости.  А у христиан  радость пройти по жизненной дороге, да с Богом как это легко все время на Него надеяться с самых малых лет.  И никто не поймет этой радости, пока сам не пройдет этот путь. Самим нужно пройти, чтобы набраться опыта. И вот таким маленьким полегче бывает жить с Богом. Для взрослого это уже труднее, потому что больная душа, голова не соображает, ничего не понимает, ничего не воспринимает. Приходят, спрашиваешь: «Евангелие читаешь?» Самое простое повествование на русском языке. Сто раз прочитают и ничего, ни одной буквы не запомнили. Потому что все уже испорченное страстями человека. А маленький прочитает, он запомнит, наизусть может выучить.  Потому что душа чистая. Вот и нужно приучать с малых лет к хорошему, а не к плохому. Сейчас можно с малых лет следить за христианским воспитанием. Человек должен учиться с детства, нужно читать Евангелие дома и молитвы читать, крестик носить, посты соблюдать, и в Храм ходить на исповедь, на Причастие с одной целью – сохранить свою душу.
Эта задача, выше которой нет. Все остальное это мелочи. Все остальное –даже незаметно. А как у нас воспитывают детей? Есть какие-то остатки бытового христианства. Без Христа мы довели себя до ужасной дикости.  Никто в мире  не понимает, до такого состояния мы себя довели.  Мать сделала аборт, убила своего ребенка. Для еврея это непонятно. В Израиле запрещены аборты. Если женщина захочет сделать аборт, ни один врач не сделает, ей придется эмигрировать из страны, чтобы сделать в другой стране, убить свое дитя.  У мусульман женщину убивать положено и сжигать, если она убила своего ребенка.  У христиан тоже отлучение от Церкви, но сейчас люди просто не понимают ужаса преступления. Женщина  пришла в Храм и даже на исповеди не может, не в состоянии понять свой грех. Ходит годами, ей говоришь: «Молиться надо за этого ребенка, который тебя ждет. Ведь никто в мире, кроме тебя, за него молиться не может и не имеет права». И вдруг она говорит: «Я не буду, мне плохо». Ну, неужели тебе будет хорошо, когда ты убила свое дитя. Конечно, плохо, но молиться надо, ведь кроме тебя никто не может молиться, ни на Небе, ни на земле никто, потому что некрещеный, имени нет и все это твое. А мать не понимает этого. Поэтому наших женщин не понимает никто. Чем они думают, для чего живут, никто не понимает.  А все начинается с того, что воспитывались без Христа. Она приходит в Храм мертвая, и ожить уже не в состоянии. И даже не понимает своей трагедии.
Так вот, я вам желаю всем, чтобы взрослые исправлялись, как бы тяжело не было. Со слезами, с кровью, с потом, хоть ползком идти к Богу, исправлять свою душу, пока есть время для нас..  Иного пути нет.  Желаю детям учиться, маленьким, чтобы с вами этого ничего не произошло, чтобы вы не оказались на краю пропасти, и ваше сознание не испортилось окончательно. Запомните, что это дело каждой отдельной личности, а не правительства и министров и общества. Мы каждый сам за себя будем отвечать перед Богом за всю свою жизнь.  И даже батюшка за нас не ответит, будет отвечать каждый за себя персонально. Желаю вам успехов в ваших трудах, в вашей учебе, чтобы вы каждый занимались спасением души. Храни вас всех Господь.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.