Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Воздвижение Животворящего Креста Господня. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы чтим Крест Господень. Почему же Церковь чтит Крест? Весь мир чтит что-то другое. Когда мы выходим из ограды церковной, то мы видим, как нас завлекают в различные заведения, нам рассказывают о светлом хорошем будущем, нам говорят, какие они прекрасные люди и сколько могут сделать для нас хорошего. В общем, мир, как сказано в Священном Писании, весь находится в обмане, проповедует этот обман, показывает, использует все свои возможности. Сейчас многочисленные средства массовой информации, интернет появился, и все с одной целью – обмануть человека, запутать его в этом мире, показать ему какую-то привлекательность. И кончается это все страшными катастрофами, различными нестроениями, братоубийством, войной, и все ради того, чтобы, как считают те, которые это устраивают, и те, кто верит, что это ради каких-то благ земных.
А Церковь нам показывает Крест. И как говорил еще апостол Павел, в этом мире, который беснуется, лжет, обманывает бесконечно, Крест всех отрезвляет.  И в то же время, люди не могут его принять. Для одних, как писал апостол Павел, он соблазн, для других безумие, «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Люди старшего поколения помнят, что даже в газетах, в средствах массовой информации в советское время было запрещено говорить о чем-то плохом: о катастрофах, стихийных бедствиях, все у нас было хорошо и прекрасно, и везде обман.  А Крест нам показывает, что на самом деле представляет этот мир лжи и обмана, в котором беснуется сатана, и в этой лжи и обмане везде видны его рога и копыта,  хвост и все прочее. Крест Господень говорит нам о том, что мы живем в этом мире как в темнице, если сравнивать, к чему мы были сотворены. Мы призваны жить в Раю и с Богом. Конечно же, лишь немногие святые, в том числе и апостол Павел, познали радость жизни на Небесах, когда жили еще в этом греховном мире.  Может, именно поэтому он так и обличал в своих посланиях лживость этого мира и говорил: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:18).
Крест нам напоминает о том, что здесь нас ждут скорби, болезни, что все, к чему призывает этот мир, кончается нашей смертью и мучениями в жизни. А радость бывает только одна – радость с Богом и радость крестоношения вместе с Ним. Поэтому, как говорят святые, в Царстве Божием не будет нераспятых. Там будут только те, кто в этой жизни не верил лжи и обману, не искал иллюзорных увеселений, не погибал в страстной жизни, а нес свой крест, знал, что он для человека и христианина – это обязанность, и по-другому быть не может. Что это то, через что мы можем прийти к Богу. Через отречение от прелести, от страстей.
Животворящий Крест Господень помогает нам в нашем крестоношении.  Он имеет великую силу. Он угашает наши страсти, просвещает наш разум, который совсем запутался в мирской лжи. Он помогает нам понимать себя, свое место в мире и оценить ту любовь Божественную, которая снизошла к нам, чтобы нас приобщить к вечной радости. Но здесь не может быть радости.  Грех не может быть радостным.  И никогда грех никому не приносил и не принесет никакого счастья. Это надо запомнить. Он приносит только страдания. А вот отказ от греха, жизнь с Богом приносит радость. Как бы нам не предлагали поменять Крест на греховные услаждения, христианин не должен этому верить.  В этом заключается наш подвиг. Все мученики именно этим и прославились, и все христиане.  Когда им предлагали земные блага, увеселения, роскошь и все прочее, они отказывались в пользу Креста Господня.  Для них не было другой радости. Поэтому Церковь Православная живет со Христом. В тех церквях, где считают себя христианскими, но в которых нет подвига и Креста, в тех нет и Христа. Если Богослужение заключается в веселом пении, в благих рассуждениях и во всем прочем, то это не религиозное общение.  А общение с Господом, и об этом нам напоминает святая Церковь часто в течение года, заключается в следовании за Ним. Господь совершил великий подвиг самопожертвования,  земные честь и слава, а Емуих предлагали многие, начиная с учеников и кончая первосвященниками, и самим диаволом, были Им отвергнуты. Потому что все это обман. И Он показал это Своей Крестной смертью и Воскресением.  
Крест был как орудие казни и до Воскресения Спасителя. Но сейчас в христианском Кресте прославляется  победа Спасителя над смертью Его славным Воскресением, которое доказывает то, что христианское крестоношение никогда не будет бесплодным,  оно принесет великие блага той душе, которая посвятила себя жизни с Богом.
Постараемся, дорогие братья и сестры, внимать напоминанию нам Святой Церкви, словам Спасителя, нести свой жизненный крест с радостью и знать, что если мы донесем его до конца своей жизни, то это крестоношение окончится Небесными благами в Царствии Божием.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?