Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 17-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельский рассказ, как однажды будущие Апостолы ловили всю ночь рыбу, ничего не поймали, а днем пришел Спаситель, сначала Он проповедовал в лодке Петра, а потом днем сказал апостолу Петру, чтобы закинули сети. Петр  послушался, хотя возразил, что всю ночь они ничего не поймали,  а днем тем более рыбы не бывает, но закинул сети и не могли уже вынуть  сети от множества рыб. 
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,  увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.   Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лк. 5:1-11).
В Священном Писании говорится о том, что мы живем и не замечаем руку Божию. Не замечаем, что без Его любви, без Его власти и воли мы ничто и никто. Мы живем как люди, совершенно непонятно откуда взявшиеся и не имеющие ни своего Творца и Создателя, ни своей души. Мы видим только внешнее, и поэтому проявления Божии, которые вокруг нас в каждой твари, в каждом Его творении, мы не замечаем. И не  случайно будущие Апостолы всю ночь ловили рыбу. Но по премудрости Божией, чтобы показать Свою власть, Господь не повелел рыбам ночью попадаться в их сети, и ни одной рыбины, чего, наверное, никогда не бывало у рыбаков, они не поймали. Но это чудо они не заметили.  Опечалились, но не поняли. И только когда днем они закинули сети и по повелению Божию множество рыб попалось в их сети, что никогда они столько не ловили в своей жизни, тогда это уже другое чудо их потрясло.
 Хотя чудес совершается очень много. И когда совсем ничего у нас не получается, значит, нет воли Божией, и когда что-то вдруг хорошо получается, мы не видим ни в чем промысла Божия. Если что-то не так, мы начинаем роптать, пытаемся свою волю проявить, показать, что мы что-то значим, а на самом деле ничего не значим. И только когда мы смиряемся, как эти рыбаки, слушаемся Бога, происходят такие чудеса, которые мы замечаем, начинаем видеть Бога вокруг себя.  Очень часто в жизни каждого человека происходят разные чудеса, события. Жизнь наполнена благодатью Божией, Его любовью, Его милосердием и Его помощью. Но мы этого по своей жестоковыйности, как сказано в Священном Писании, не хотим видеть и знать.  Мы стараемся видеть только себя. Мы ходим, и перед нами наше зеркало.  Мысли постоянно только о своих заботах, о своей личности, о своем здоровье, о своем будущем, о своих желаниях, о своих греховных страстях  и всем прочем. И просто нет у нас возможности и времени подумать о Боге. А Он проявляется во всем. Проявляется, когда нас останавливает в чем-то тоже для нашей пользы. Ведь если бы рыбаки ночью что-то поймали, даже немного, то тогда бы они не изумились чуду, которое потом произошло: полным сетям. Они бы подумали, что это все естественно, ночью они зацепили край косяка, а сейчас попали точно в него. А промысел Божий, готовя их к будущему апостольскому служению, к будущему следованию за Христом, сначала не дает им ничего, и это удивительно: ни одной рыбы, а потом сразу такое множество. И тогда рыбаки видят, что все во власти Божией, что они живут, вроде бы, занимаются таким обыденным делом, а зависит все не от них. И потрясенные этим чудом они пошли за Спасителем. Все было премудро устроено. Но эти рыбаки, будущие Апостолы, когда увидели власть Божию, то сразу же поставили себя рядом с могуществом Божиим и поняли, насколько человек слаб и немощен. Они сразу смирились. Апостол Петр воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» (Лк. 5:8), показывая свое недостоинство.   Они поняли свое место в мире. «Выйди от меня», то есть, я даже присутствовать не могу быть рядом с Тобой, я недостоин. Но Господь его успокаивает, что по его смирению, по смирению каждого из нас, Он может совершить и большее чудо. «Отныне будешь ловить  человеков» (Лк. 5:11). Будешь ловцом множества человеческих душ, гораздо больше, чем рыбы. Тем самым показывая, что чем больше ты будешь считать себя недостойным, тем более великие дела Господь может через тебя совершить.  И они восприняли, потому что это были не просто слова, а еще и призыв, что если пойдете за Мной, то не просто  увидите и сами совершите, а через вас Я совершу еще более великие дела.
Очень часто, когда нас в жизни Господь к чему-то призывает, мы боимся, страшимся и отказываемся. А рыбаки не побоялись и пошли. А ведь эти дела они совершать не могли еще три с лишним года. Они должны были пройти через многие трудности, ходить три с половиной года со Спасителем, не имея, где главу приклонить, питаться, чем придется, быть в постоянной нужде, а потом испытать страх перед смертью, перед казнью. Если распяли Спасителя, что стоило убить и их. Слова Спасителя не сразу исполнились, а только после того, как они сумели себя перебороть, вынести эти скорби, доказать свою верность Богу. Все прошли через отречение, все Апостолы убежали от Спасителя. Этим своим поступком они тоже совершили отречение, не словесно, а просто убежали, отказались. Апостол Петр публично отказался, словесно, один апостол Иоанн Богослов не отказался.  Человеческая жизнь наполнена ошибками, которые мы сами исправить не можем.  Они все отреклись, один предал даже, продал Спасителя за деньги. И в нашей жизни это также совершается, когда за какие-то блага, даже меньше, чем тридцать сребреников, мы готовы что-то плохое сделать своему ближнему  на работе, в быту, в обществе  или еще где-то, чтобы ради себя, унизив кого-то, предав человека, совершить ошибку.  Думаем чего-то достичь, а достигаем катастрофы и погибели.  Апостолы совершали много ошибок, как и каждый из нас. Поэтому часто мы приходим в Храм и говорим, что мы недостойны, у нас нет сил, нет возможности, у нас слабость такая, что сегодня мы плачем и молимся, а завтра проклинаем и хулим Бога. Это часто бывает, Священное Писание описывает нам в лице Апостолов. Причем мы делаем такие ошибки, которые сами уже никогда не исправим, если не милость Божия. Как было показано на примере апостола Петра: отрекся, а исправить свое отречение он не может, он плачет, а ничего сделать не может. Поэтому Господь трижды слышит его покаяние. Как он трижды отрекся, Он трижды его спрашивает: «Любишь ли ты меня?» Месяц назад ты говорил, что ты Меня не знаешь, любишь ли? Люблю. И трижды он кается перед Богом, просит прощения, ведь это «люблю» — это его покаяние, что он неправ, что он заблуждался, был труслив, что он просто немощный слабый человек.  Он на мгновение забыл то чудо, когда его призвали, когда он сказал, что он немощен, но забыл об этом.  И Господь прощает ему троекратное отречение через его троекратное покаяние.
Так и каждый из нас тоже. Делаем ошибки в своей жизни, не следуя за Христом, исправить их не можем, прибегаем на исповедь, просим, плачем, стараемся исправить, и Господь Своей любящей рукой прощает нас, помогает нам, дает все потребное.  Но мы опять неблагодарны и опять забываем все, забываем о Боге.
Сегодня нам Священное Писание напоминает о том, что вся наша жизнь, все в руках Божиих.  Все, что нас окружает, для нас Господь сотворил, Он Владыка и Творец всего, в том числе, и нашей души и тела. И нет никого другого на земле, кто бы мог быть вместо Него, хотя много желающих быть властителями, но этот обман кончается очень быстро. А мы постараемся, дорогие братья и сестры, слышать голос Божий, знать, что каждый день каждый час Господь рядом с нами совершает многие чудеса, а если мы сделали ошибку, надо стремиться побыстрей покаяться и исправиться, чтобы опять обрести любовь Божию.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.