Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 18-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь поучает нас не только Своими словами, но и Своими делами, которые Он совершал. И сегодня мы слышали обращения Его к нам, что если вы творите добро творящим вам добро, то также и грешники поступают, если вы взаймы даете и ждете получить обратно, а иногда и с прибылью, то также и грешники поступают.
«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.  Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.  Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:27-36).
Господь нас учит милосердию, милосердию жизненному. Потому что сейчас очень много говорят о милосердии, но о милосердии отвлеченном, теоретическом и безжизненном. А Господь учит нас милосердию, которое бы мы исполняли каждый день в своей жизни. Это милосердие раскрывается в нас по отношению к самым нашим близким. Потому что много можно говорить о милосердии людей, живущих на другом континенте, в другой стране, о какой-то непонятной толерантности непонятно к кому. Но если тот, кто говорит, плохо обращается со своими ближними, со своим народом, то это огромнейший обман.
Так и мы свое милосердие должны проявлять в отношении самых своих близких, с кем мы живем, кто нам близок, к тому и нужно проявлять в первую очередь милосердие.  Апостол Павел пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Потому что этот человек обманывает всех и вся и, в первую очередь, себя и хочет обмануть Бога. Если человек не заботится, не оказывает милость своим детям, своим родителям, своей супруге или супругу, своим родственникам, то о каком вообще милосердии можно говорить? Потому что далеких людей, которых мы якобы любим и уважаем, может быть мы вообще  в жизни не встретим, а может встретим несколько раз или раз в году, а наши ближние каждый день с нами. Как раз они и показывают наше внутреннее состояние: милосердны мы или нет. Потому что легко говорить о чем-то отвлеченном, но тяжело исполнять заповедь в реальности, в людях, которые нас окружают.  
Господь нас поучает, чтобы наше христианство начиналось с наших близких, а затем уже распространялось на всех окружающих, если у нас появится милосердие как наше внутреннее состояние духовное. Потому что Он призывает к тому, чтобы человек имел состояние, милосердие, чтобы  всегда в мыслях, в жизни, в сознании было желание сделать какое-то добро. Поэтому Господь говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный» (Лк. 6:36). Он не может в пример привести никого, потому что человек изменчив, а приводит пример Творца и Создателя, состояние, в котором всегда есть только добро. Как и все сотворенное тоже было добро. И такое же внутреннее состояние, желание, жажда добра должна быть у каждого человека.
Но иногда в жизни перед нами стоит выбор: кому оказать милосердие. Обижает сильный слабого – кого пожалеть? Кто-то у кого-то что-то отнял, обманул – кого жалеть? Преступника или жертву? Сейчас мы очень часто видим, что жалеют не жертву, а преступника. Это уже не состояние добра и милосердия, потому что если у нас выбор: пожалеть зло или добро, мы почему-то выбираем зло. Значит, наше внутреннее состояние злобное.
Как-то однажды по этому поводу был спор у святого равноапостольного Кирилла с сарацином или мусульманином. Ему задали такой вопрос: «Вы, христиане, проповедуете, что нужно любить врагов, нужно молиться за них, оказывать им добро, а сами изощряетесь в вооружении и воюете, стараетесь победить своих врагов». Тогда святой равноапостольный Кирилл спросил:  «Есть две заповеди. И кто бывает прав: тот, кто исполнит одну заповедь, или кто исполнит обе?» Сарацины ответили, что тот, кто исполнит две заповеди. Тогда святой Кирилл ответил: «У нас есть заповедь о любви к врагам, но у нас есть и заповедь, что нет больше той любви, кто душу положит за своего ближнего. И мы исполняем обе эти заповеди, потому что, если вы захватите наших женщин и детей, то погубите не только их тела, но и их души, и мы их защищаем, чтобы они не погибли».
Поэтому христианин, так же, как и Господь, останавливает зло своим добром, и никогда не бывает на стороне зла. Так и милосердие христианское должно быть всегда на стороне добра и никогда не быть на стороне зла.  Для этого, конечно, нужно мужество. Для этого необходимо иметь любовь к Богу и любовь к Его творению. Потому что мы часто пытаемся придумать что-то и себя оправдать, чтобы не быть на стороне добра.  А диавол пытается нас поссорить и внести вражду между самыми близкими людьми. И мы это видим и на примере святых: на преподобного Сергия брат его восстал, преподобного Серафима братия монастыря также не любили и так далее. А потому что эти люди оказывались не с Богом, не с правдой и милосердием, хотя пытались выдать себя за таковых.
Постараемся и мы, дорогие братья и сестры, быть на стороне добра всегда и везде. Ну, а если мы боимся открыто об этом сказать, хотя бы помолиться, чтобы Господь утихомирил преступника и помог жертве,  если мы боимся себя проявить, попросим Бога, чтобы Он оказал то, чего мы не можем и чего страшимся. Постараемся, дорогие братья и сестры, исполнять эту заповедь в своей жизни, мужественно идти за Богом и иметь внутреннее добро и милосердие.  
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?