Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сегодня с вами  замечательную притчу Спасителя о богаче и Лазаре. Один здесь, на земле, как считают многие,  преуспевал. Другой был нищий. Но после прохождения смерти нищий оказался на лоне Авраамовом, а богач в месте мучений.
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31).
Конечно, Господь рассказывает эту притчу тем, кто Его окружает. И Он в Своем рассказе имел в виду не отвлеченных людей, а именно живущих в Его время, живших до Него, и которые будут жить после Него.
Как же эта притча относится к нам? Потому что Господь ничего бесцельно не делал. Каждое Его слово, каждое дело было целенаправленно и имеет глубочайший смысл.  Так что же мы можем для себя уяснить из притчи о богаче и Лазаре? Если мы посмотрим на богатого человека, образ которого раскрывается наиболее полно, то это собирательный образ человека богатого грехами, наслаждающегося жизнью, считающего себя достигшим чего-то, или может, думающего, что он какой-то великий, преуспевающий, ставящий себя выше других и не замечающий никаких скорбей и нужд ближних. А Лазарь – смиренный человек, который не думал о великих глобальных материях, о политике, о переустройстве мира, о том, чтобы что-то отобрать у этого богатого человека, а смиренно питался тем, что ему доставалось, теми крохами, которые падали со стола господина, не роптал, смиренно жил в мире и согласии со своей душой и скончался под забором у богача.
И вот богач оказывается в месте мучений.  Можно подумать, что он что-то понял. Оказывается, он ничего не понял. Он понял только одно, что он горит и больше ничего. Он увидел Лазаря, Авраама. Если бы нормальный человек осознал свою неправильную жизнь, как бы он себя повел? Он бы, наверное, сказал: «Лазарь, прости меня, что я так плохо к тебе относился, не думал о тебе, занимался только своими грехами, страстями». Авраам для него вообще бы был человеком, перед которым можно только преклонить главу. И что же этот грешник? Он опять не замечает Лазаря. Он совсем не изменился. Он обращается к Аврааму, причем, на равных и не просто на равных, а приказывает ему: «Пошли ко мне Лазаря». Указание от высокого господина какому-то его подчиненному. Обезумевший богач! Поэтому-то его и называют безумным.  Он и в аду остался таким же и ничуть не поменялся. Никакого прощения, никаких понятий, кто он, где оказался, за что? Это безумие только еще ухудшилось, потому что его величие стало еще больше. И Авраам ему отвечает, что между нами и вами огромная пропасть, гораздо больше той пропасти, которую ты создал при жизни между тобой и Лазарем.
Как и сейчас многие, считающие себя кем-то, тоже создают огромную пропасть между собой и нуждающимся, подчиненным и так далее. А оказалось все наоборот. Человеческая пропасть и Божественная совершенно разные вещи, совершенно несовместимые. Но после слов Авраама разве богач что-то понял? Да нет, совсем ничего не понял. Не образумился, а стал оправдываться: «Ну, хорошо, ты меня не слушаешь, тогда сделай то, что я тебе скажу, Аврааме, отче. Пошли Лазаря на землю к пятерым моим братьям, пускай они образумятся. Уж если ты, Авраам, не догадался ко мне никого послать, когда я увеселялся, я тебе подскажу, сейчас направь Лазаря, которого я знать не хочу, к моим братьям. Пускай вразумятся». Безумство все больше и больше увеличивается. Человек совершенно не понимает, кто он. Его величие, гордыня его просто задавили, Тогда Авраам ему отвечает: «Вразумись ты, ведь у твоих братьев есть Священное Писание, есть Моисей, есть пророки, они вам все уже давно сказали, и Лазарю нечего к этому добавить. А если они не вразумляются такими святыми пророками, то что может сделать несчастный Лазарь?» И тогда богач опять не понимает и говорит: «Знаешь, все-таки я поумней тебя, это, конечно, заметно, непонятно только, как я попал в ад. Так вот, если чудо совершится, и если кто-то из мертвых воскреснет, точно знай, что они образумятся и все поймут». И Авраам ему говорит: «Нет, ты не образумился и сейчас ничего не понял, и они ничего не поймут».
Как это сходно с нашим временем. Огромное число якобы верующих, которые приходят в Храм не для того, чтобы слушать слова Божии и их исполнять, о чем говорил Авраам. Сейчас у нас есть уже не только Ветхий Завет, но и слова Спасителя и Его учеников, а ищут какое-то чудо.  Собираются на экскурсии, бегут и стар, и млад по различным святым местам. Собирают всякие, может быть, легенды, может, и правду, пытаются что-то от этого чуда урвать себе, чтобы частичка была в собственности. Но чудо-то не происходит, и остаются такими, как и были, как и евангельский богач. Ездят, восхищаются, охают, ахают и не хотят слушать Бога. А хотят, чтобы вокруг были чудеса, чтобы эти люди  были великими, и чтобы не только Авраам, но и Сам Господь Бог, конечно, их слушал. А если не послушает, то, конечно, этот человек Его подправит. Бегают, и это безумство только увеличивается от этой беготни. А почему? Вроде бы, ездит человек к святыне, что-то берет, хватает, с собой уносит, к чему-то прикладывается, но это все внешнее.  Это все идет мимо сердца и души человека. Возвращается из этой беготни и начинают жить еще хуже, ведь он-то был там-то, он много знает, соприкасался с чем-то. А тут его окружают такие бездари, глупые, нигде не были, ничего не знают, их надо учить и учить, ну а я буду жить, как хочу, конечно. И таких богатых множество, которые ищут чудеса, а исправляться не хотят, Вот если бы он съездил, прикоснулся к святыне и хотя бы чуточку изменился, совершил какой-нибудь маленький подвиг, ради которого это место прославлено, или человек уподобился хоть чуть-чуть святому, тогда была бы великая польза. Но ее нет, потому что все это проходит не через сердце и душу, а через одни эмоции, охания и ахания и желание возвеличиться.
Священное Писание, через которое говорит с нами Господь, имеет великую силу. Оно может человека облагораживать, изменять его, исцелять от грехов и страстей, помогать ему в жизни смиряться. Но это нам как раз очень трудно и не хочется делать. Это нас пугает иногда, потому что богач в аду и никак не поймет, что же он неправильно сделал? Авраам да, неправильно не прислал к нему какого-нибудь умершего, еще кто-то, но он что неправильно сделал?  Да и вообще, если внимательно послушать этот рассказ, притчу Спасителя, то ад и рай начинаются здесь, на земле. Богач смотрит, ну что там за Царствие Божие? Какой-то нищий Лазарь! Какая-то женщина, которая была уборщицей и честно трудилась с утра до вечера, жила впроголодь и ничего не имела. Ну а что вон тот какой-то, копался где-то в земле, работал, не покладая рук, был тихим, скромным, исполнял все, и вот он в Царствии Божием! Да зачем мне такая компания! А вот здесь со мной друг, с которым всегда мы выпивали, он был всегда рядом, пожалуйста! А вот еще и знакомая, которая тоже всегда с нами была и исполняла все наши прихоти, такие замечательные люди! А с этим вместе мы кого-то обманули, это компания для меня! Поэтому еще на земле мы выбираем себе и ад, и рай, и свое окружение по своим хотениям, желаниям и страстям, своих друзей. Забываем о Боге и не слушаем Его, не читаем Священное Писание, а если читаем, то совершенно не вникаем в его слова.
Как-то однажды шли два монаха-старца в город Тарс, по дороге решили заночевать в гостинице. Они зашли в гостиницу, а там сидит блудница. Они сели, один стал читать Священное Писание. И вдруг блудница подошла к ним, села рядом и стала слушать. Монах читал, потом остановился и говорит: «Что же ты тут пришла к нам? Тебе не стыдно?» Но перед ним сидел уже другой человек. Она сказала: «Я послушала то, что ты читал, слова Спасителя, и уже не хочу быть блудницей. Как та женщина, которая была взята в прелюбодеянии, и Он ее оправдал. Он и меня может оправдать». Тогда старец ответил: «Та, взятая в прелюбодеянии уже не вернулась к своему греху». Блудница отвеитила: «И я не вернусь! Вы меня наставьте, я хочу жизнь свою посвятить Богу», Они довели ее до женского монастыря, постригли, и она осталась на всю жизнь в монастыре.
Вот действие Священного Писания, слова Божия. А на нас оно как оказывает влияние? Никак, как и на богача, который все знает, и между ним и всеми другими, не только Лазарем, но даже между ним и Богом огромная пропасть, которую создал сам богач. Такую пропасть и мы создаем, потом будем думать, почему же мы оказались не там, где бы нам хотелось.
Послушаем слова Спасителя, будем вникать в Священное Писание, чтобы и наше сердце и душа умягчились от слов Священного Писания и мы из безумных богачей, богатых своими страстями, превратились в мудрого, смиренного и послушного Лазаря.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.