Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 25-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь сегодня нам рассказывал притчу о безумном богаче. Одному человеку Господь дал большой дар, потому что урожай не человек растит, а Бог, и этот человек решил дар Божий спрятать для того, чтобы, как он думал, пользоваться этим даром тайком от всех в свое удовольствие, и сказал сам себе; «Ешь, пей, веселись».
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,  скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).
 Эта притча о всех нас. Потому что Господь создал человека и каждого из нас для того, чтобы мы те дары, которые дает нам Господь, отдавали другим. При сотворении первого человека Господь сказал ему: «Возделывай Рай. Я тебе даю способности, у тебя есть руки, голова, ты должен то, что в Раю, может, не совсем совершенное, как-то своими способностями улучшать, воздавать другим». И в этом труде самоотдачи человек должен был совершенствоваться. Но люди не захотели слушаться Бога. Люди захотели быть как Он. А что значит быть как Бог в понятии каждого человека? Это значит, я сам себе хозяин, все, что имею – это мое, я всем это могу доказать и рассказать и никому ничего не воздам, а если есть возможность, то еще и приберу к рукам что-то чужое, мне не принадлежащее, потому что выше меня никого нет умнее, мудрее. Стать как Бог – человек понимает присвоить те дары, которые дает ему Господь. Дает ему не за труд, не за то, что мы просим Бога, а  втуне. И смотрит, как будем распоряжаться. Каждому дает для того, чтобы когда-то спросить, как он распорядился этим даром?
Он напоминает в этой притче  нам, что человек, которому Он дал так много, решил все похоронить, умереть, потому что человек никому ничего не воздающий, подобен мертвецу. Он все получает, но как у мертвеца, сколько в него не вкладывай, от него никакой отдачи нет. Мертвый отличается от живого только тем, что живой может что-то делать, а мертвый нет.  Если в человека Бог вкладывает что-то, дает дары, но человек их в себе прячет, то он становится как мертвец, который никому ничего не воздает, живет своей жизнью. Так же, как мертвец, он живет своей жизнью, размножаются микробы, червяки и прочее, жизнь идет, но ни для кого нет пользы. Так и этот человек прячет в себе, чтобы размножить в себе микробы разных бактерий, которые появляются от неумеренной жизни, пищи и пития, старается в себя как можно больше вобрать, но теряет гораздо больше.  Ведь и Господь, как сказано в Священном Писании, пришел на землю не для того, чтобы  Ему служили, а для того, чтобы послужить каждому из нас. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Он показал нам образец истинной жизни в служении другим людям своими талантами, возможностями, способностями, в общем, всеми теми дарами, которые дает каждому из нас Господь. И Господь напоминает, что за те дары, которые Он нам дает, когда-то придется ответить и в лице богача говорит всем нам: «А душа-то рано или поздно все равно придет ко Мне, и как ответишь за то, что тебе было дано, и ты не использовал?»
Сегодня, когда начался Рождественский пост, а пост это время напоминания каждому из нас, чтобы мы воздерживали свои чувства, свои желания, чтобы меньше в себя вкладывали и больше отдавали, Церковь нам напоминает  словами Спасителя, чтобы мы посмотрели на себя, чтобы не только меньше пищи в себя вкладывали, но и свои умственные, физические и другие таланты раздавали на благо ближним. Чтобы наш труд был во спасение нашей души, и наша душа, которая рано или поздно придет с ответом к Богу, могла ответить за те дары, которые получила, что она их не закопала в землю своего тела, а воздала ближним и преумножила.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.