Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 25-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь сегодня нам рассказывал притчу о безумном богаче. Одному человеку Господь дал большой дар, потому что урожай не человек растит, а Бог, и этот человек решил дар Божий спрятать для того, чтобы, как он думал, пользоваться этим даром тайком от всех в свое удовольствие, и сказал сам себе; «Ешь, пей, веселись».
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,  скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).
 Эта притча о всех нас. Потому что Господь создал человека и каждого из нас для того, чтобы мы те дары, которые дает нам Господь, отдавали другим. При сотворении первого человека Господь сказал ему: «Возделывай Рай. Я тебе даю способности, у тебя есть руки, голова, ты должен то, что в Раю, может, не совсем совершенное, как-то своими способностями улучшать, воздавать другим». И в этом труде самоотдачи человек должен был совершенствоваться. Но люди не захотели слушаться Бога. Люди захотели быть как Он. А что значит быть как Бог в понятии каждого человека? Это значит, я сам себе хозяин, все, что имею – это мое, я всем это могу доказать и рассказать и никому ничего не воздам, а если есть возможность, то еще и приберу к рукам что-то чужое, мне не принадлежащее, потому что выше меня никого нет умнее, мудрее. Стать как Бог – человек понимает присвоить те дары, которые дает ему Господь. Дает ему не за труд, не за то, что мы просим Бога, а  втуне. И смотрит, как будем распоряжаться. Каждому дает для того, чтобы когда-то спросить, как он распорядился этим даром?
Он напоминает в этой притче  нам, что человек, которому Он дал так много, решил все похоронить, умереть, потому что человек никому ничего не воздающий, подобен мертвецу. Он все получает, но как у мертвеца, сколько в него не вкладывай, от него никакой отдачи нет. Мертвый отличается от живого только тем, что живой может что-то делать, а мертвый нет.  Если в человека Бог вкладывает что-то, дает дары, но человек их в себе прячет, то он становится как мертвец, который никому ничего не воздает, живет своей жизнью. Так же, как мертвец, он живет своей жизнью, размножаются микробы, червяки и прочее, жизнь идет, но ни для кого нет пользы. Так и этот человек прячет в себе, чтобы размножить в себе микробы разных бактерий, которые появляются от неумеренной жизни, пищи и пития, старается в себя как можно больше вобрать, но теряет гораздо больше.  Ведь и Господь, как сказано в Священном Писании, пришел на землю не для того, чтобы  Ему служили, а для того, чтобы послужить каждому из нас. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Он показал нам образец истинной жизни в служении другим людям своими талантами, возможностями, способностями, в общем, всеми теми дарами, которые дает каждому из нас Господь. И Господь напоминает, что за те дары, которые Он нам дает, когда-то придется ответить и в лице богача говорит всем нам: «А душа-то рано или поздно все равно придет ко Мне, и как ответишь за то, что тебе было дано, и ты не использовал?»
Сегодня, когда начался Рождественский пост, а пост это время напоминания каждому из нас, чтобы мы воздерживали свои чувства, свои желания, чтобы меньше в себя вкладывали и больше отдавали, Церковь нам напоминает  словами Спасителя, чтобы мы посмотрели на себя, чтобы не только меньше пищи в себя вкладывали, но и свои умственные, физические и другие таланты раздавали на благо ближним. Чтобы наш труд был во спасение нашей души, и наша душа, которая рано или поздно придет с ответом к Богу, могла ответить за те дары, которые получила, что она их не закопала в землю своего тела, а воздала ближним и преумножила.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.