Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь, как заботливая Мать, показывает то, что для нас самое главное. Мы можем много узнавать, много читать, всему учиться, но не будем знать того, что является основой жизни человека, и все наши знания превратятся в ненужный хлам.
Вот и сегодня мы празднуем праздник исполнения обета двух престарелых людей, которых история практически не знает. А современники к ним относились с высокомерием и презрением, потому что они жили 50 лет в браке, и у них не было детей. А оказалось, что эти два человека являются центром исторического процесса всего человечества.  Много было на земле разных народов, племен, но указывается один человек – Авраам. У него был один ребенок, от которого произошли арабы, народ .многочисленный и большой, и о них в Священном Писании практически забыто.  А от другого сына произошел маленький народ иудейский. И этот народ становится центром истории, хотя существовали огромные империи, было множество выдающихся людей, совершались невероятные, немыслимые открытия, процветала философия, строились пирамиды и прочее. И ни одним словом об этом не сказано в Священном Писании. Потому что центр истории был в маленьком народе, который ждал пришествия Спасителя, так же, как и все человечество. И даже в этом маленьком народе были два презренных человека, прожившие совместно 50 лет, мало отдыхавшие, много трудившиеся и постоянно пребывающие в молитве.  И  ни от кого, ни от многих миллионов, миллиардов людей знатных, почетных, умных, развитых, крепких, сильных и прочее, которые, может быть, не столько пользу приносили, сколько вреда, а от тихих, скромных, забытых и презираемых Господь сподобил родиться Той, которая должна была стать сосудом Божественной благодати.  Это центр истории человечества. Центр каждого человека.  Не какие-то события, открытия, не греческая философия, не великие люди, а те, кто близок к Богу, через которых Господь совершает дела, непосильные никакому человеку и всему человечеству, вместе взятому.
Трехлетний Ребенок был приведен к Иерусалимскому храму и незримо и Ангельский мир, и все человечество ждало, а как же этот Ребенок поступит?  Высокие ступени, сзади родители, может, испугается? Не взойдет? И тогда для человечества наступит мрак. Потому что нет в миллионах и миллиардах другого Сосуда, который сумел бы вместить Божественную благодать. А Она, трехлетняя Отроковица, не оглядываясь на родителей, быстро и с радостью пробегает все 15 ступеней. Она стремится к Богу, и все человечество становится счастливым от Ее шагов. Не от шагов любого другого человека.  Ей три года, и многие спрашивают: «А с какого времени начинать воспитание ребенка?» А у Нее в три года закончилось семейное воспитание, и оказалось, что родители многому уже Ее научили. Сейчас ученые говорят, что человек получает больше 50 процентов знаний до пяти лет.  А мы опаздываем с воспитанием детей, жалеем, времени нет и прочее, а потом говорим: «А почему, откуда, а как?» А ответ в нас.  Но мы не хотим его принять. И трехлетняя Девочка живет в Храме, пребывает в молитве, которой Она научилась дома от родителей еще до трех лет.  Занимается рукоделием, основы которого тоже получила дома. Имеет святую душу, которую тоже даровали Ей ее родители. 
Мы хотим совершать какие-то великие дела, а они совершаются в смиренном послушании Богу, а не в нашей гордыне, как писал апостол Павел: «потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:25). Но мы этого не понимаем и не воспринимаем. Потому что нас с детства никто этому не учил. Маленькая Девочка живет в Иерусалимском храме, показывая всем, что путь к Царствию Божию, к Богу лежит через Храм, послушание Богу. Лежит через наш труд над собой, в нашем смирении, и, конечно же, в глубокой ответственности родителей перед Творцом.
Сегодня Церковь нам напоминает в лице Божией Матери, что каждый человек, если станет послушным Богу, то Господь может через нас совершить великие дела. Она вошла в храм Божий, восприняла волю Божию, а значит, от Нее родится Спаситель каждого из нас, Спаситель всего человечества. И Церковь вчера запела: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите». Потому что Она сумела совершить этот великий подвиг, потому что Она – великая Подвижница, которую мы чтим, с которой должны брать пример. Может быть, и от нас появится что-то благое, если мы будем Ей подражать, будем стараться, стремиться к Богу, как Она, не оглядываясь назад, не боясь ничего с самого своего младенчества.
Помолимся Ей, чтобы Господь и нас укрепил в нашем жизненном пути, чтобы наша жизнь проходила через храм Божий и вела в Царствие Божие. 

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.