Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель в день субботний пришел в синагогу, в тот день, который был выходной, и который нужно было посвящать Богу. Здесь, в синагоге, Он увидел скорченную женщину и исцелил ее, а начальник синагоги возроптал, сказав Ему, что в субботу нельзя ничего делать, не нужно было ее исцелять.
«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:10-13).
Почему же Спаситель поступил так? Потому что Господь видит человека не просто внешне, как мы – увидели человека внешне, а внутренности сами ему придумываем.  Фантазии у нас хватает, и каждому можем прилепить то, что хотим. Господь, с одной стороны, увидел эту несчастную женщину, такие люди обычно сидят или лежат дома, никуда не выходят, да еще за ними и ухаживает кто-то, а она ползком приползла в Храм, в синагогу. И уже за это она заслуживает почестей и внимания.  Потому что многие не болящие не утруждают себя тем, чтобы приходить на здоровых ногах в Храм каждый выходной день, чтобы помолиться. Она каждую субботу совершала этот подвиг.  Он видит человека, стремящегося к Богу, может быть, больше, чем все остальные присутствующие в синагоге, и видит, что ее мучает злой дух, отделяя человека от этого мучителя. Показывает Свое милосердие, освобождает несчастную от мучителя, и она начинает прославлять Его.
Господь совершил великое чудо, но никто, кроме Него, не видел истинного состояния вещей. Начальник синагоги должен был заботиться об этой несчастной, потому что Спаситель назвал ее чадом Авраама. То есть, она была истинная иудейка, а по ветхозаветному закону начальник синагоги обязан был, заботиться о ней, помогать ей. Он должен был быть к ней особо милостивым. А мы видим, что, оказывается, он не имел к ней милости. 
Почему же так происходит? Это происходило не только в те далекие времена, но происходит и сейчас. Поэтому-то святые говорят, что нужно всегда отделять человека от греха. Но как редко это получается. Практически всегда мы, наоборот, видим грех и не видим человека.  Ненавидим не грех, а человека, который сам еще и страдает от своей страсти, от своей одержимости, от того, что его мучает. Мучает, может быть, не так, как скорченную женщину, ее тело, а мучает сознание. У человека может быть скорченный ум, хотя он может быть доктором наук, прекрасно разбираться в математике, биологии, каких-то других науках. Но когда он приходит в Храм, и ему говорят простые истины, он их не понимает.  Говорят, какой ученый, светило, лауреат и так далее, заслуженный, а он не понимает простых истин. Потому что у него ум скорчен какой-то страстью, какой-то немощью. Может, это гордость ума, может быть, это сребролюбие, может, это какие-то похотливые страсти, может, страсть обмана, чего угодно. И человек смотрит, вроде,  открытыми глазами, и  ничего понять не может. Поэтому святые всегда говорили, что нужно любить человека и ненавидеть грех. А грех – это есть страсть, которая мучает каждого. Но мы не сумеем никогда это сделать, пока не научимся видеть эту мучающую страсть в себе.  Если мы ее научимся различать в себе, в своих желаниях, хотениях, то мы поймем, что другой человек живет такой же жизнью, и этих различных страстей великое множество.  Как говорили святые, все, что нас отделяет от Бога, это грех. А посмотрим на свою жизнь. Нас все отделяет. Вот, пожалуйста, пришли домой, телевизор включили, смотрим, отделяет от Бога. Вот компьютер, какие-то желания, хотения, день рождения, какое-то мероприятие, кого-то позвали в гости, еще что-то и так далее. А вот, мне нужно то-то и то-то, и все это отделяет нас от Бога.  И все это наша греховная скорченность. Мы ее порой сами не  замечаем. Но она в нас живет, в наших немощах, она в нас проявляется. Она проявляется в нашей жизни. Потому что у нас меняются ценности. Мы вместо настоящих ценностей, живем все время ложными, как начальник синагоги. Для него никакой ценности не представляет его мучающаяся прихожанка, и не просто не представляет ценности, он не хочет, чтобы ее исцеляли. У него ценности другие – ложные, какие-то отвлеченные и непонятные, под которые он может подогнать кого угодно, весь мир — это суббота. А чем отличается суббота от другого времени, от другого дня для человека, который любит, хочет помочь? Ничем. Спаситель говорит: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).Простое понятие, которое совершенно ничего не обозначает. И нас захватывают многие ложные ценности. Мы не замечаем нуждающихся, удаляемся от Бога, у нас появляется множество желаний, хотений, страстей. И в конечном итоге, мы превращаемся или в скорченную женщину, которая не может смотреть на небо, а различными страстями прижата к земле, или в злого и лицемерного, как назвал его Спаситель, начальника синагоги. 
Сегодня нас Господь предупреждает от этого и говорит о том, чтобы мы видели людей, старались к ним быть милосердными, не любили грех и страсти, которые одинаково мучают всех: что  несчастную женщину до ее исцеления, что начальника синагоги, что других, и каждый нуждается в милосердии, любви Божией и Его благодатной помощи.  Помолимся Ему, чтобы Господь и нас освободил, наш ум, наш разум, нашу жизнь от оков различных страстей, которые нас сковывают, не дают нам приблизиться к Богу, удаляют от Него и не дают возможности правильно оценить себя и ближних. 

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.