Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к Спасителю подошел законник и спросил: «Что  мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18). Человек подошел с вопросом, который его мучил всю жизнь. Господь, зная заранее, чем закончится разговор, говорит законнику: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, только Бог» (Лк. 18:19), тем самым показывая человеку, что на земле в грешном мире, все блага, которые существуют,  призрачны и обманчивы. В этом мире нельзя ни на что опереться. Есть только Бог, который является благим и Источником благ для всех, кто к Нему обращается. Затем говорит этому человеку: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). А заповеди Божии являются чем? Они как раз человеку и напоминают о том, что здесь, на земле, нет никаких благ, и человек отказывается от чего-то ради Бога, который за этот отказ от наших иллюзий подаст нам настоящие блага. Законник ответил, что это все он исполняет с самого детства. «Он же сказал: все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:21). И тогда Господь, зная, что он формально все исполнял, а на самом деле был привязан  к земному, к земным благам, и никогда не был привязан к благам Небесным, говорит ему: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18:22). И законник отошел с печалью.
Почему же из многих тысяч разговоров и поучений евангелист выбрал именно этот случай? Потому что он характерен для каждого из нас.  Мы так же, как и законник, думаем, что рвемся в Небеса, что мы ищем Бога, представляем себя чуть ли не святыми, но все это бывает обман, когда доходит до решительного дела. Законник так же, как многие из нас, всю свою жизнь делал шаг вперед к Богу и два шага назад.  Что-то он пытался исполнить, формально, конечно, заповеди Божии, но сердце его было прилеплено не к Богу, не к Небесным благам, а к благам земным.  Это метание его мучило так же, как всех нас мучает наша неопределенность, наша нерешительность. Вроде бы, есть желание, а вот решимости нет. В мыслях все хорошо, а делать ничего не можем. Ходим, спрашиваем, а как же, что же? А ведь этот человек задал вопрос самому Богу, который даст единственный и правильный ответ. Этот вопрос показал всю нерешительность законника.  Так и мы иногда подходим, спрашиваем совета у батюшки, вдруг он решительно что-то сказал, и мы рассыпаемся. Ищем кого-то, других ответов, книжки читаем, идем еще к кому-то, может, не понимая своей слабости, но ищем оправдания. В таком случае лучше не задавать  вопрос. Потому что после ответа Бога законник уже никогда не получит оправдания. Сам Господь ответил ему на все его жизненные вопросы, сказал: «Следуй за Мной», за Богом. А он подошел, хотел идти, а говорит: «Нет, не пойду ни за что. Блага земные дороже благ Небесных и дороже Тебя, Господи». Отрекся.
Так и мы часто задаем вопрос, а внутри нас сидит отречение. Зачем тогда задавать вопрос, чтобы после правильного ответа отречься от Бога. Лучше тогда молиться и плакать о своих немощах и просить, чтобы Господь нас укрепил.  Очень часто мы обманываемся, ищем благ земных. А вот ответ Спасителя – нет их, не было, и не будет, не ищите.  Благ только Бог. А остальное все обман. В этом обмане мы все живем и пытаемся найти в нем какую-то частичку своей правды, сказать, что я что-то выполнил или выполнила: немножко, десятинку какую-то, пост, еще что-то. Но сердце намертво привязано к земным благам. И впоследствии Спаситель говорит ученикам: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лк. 18:24).  То есть, невозможно человеку, привязанному к земным благам, полностью погрязшего в земной суете и страстях, войти в Царствие Божие.  Потому что в Царствии Божием другие ценности, другая жизнь и без любви к Богу туда невозможно попасть. 
Спаситель говорит в Своей притче о купце, который все продал ради жемчужины Царствия Божия, о   том, что человек должен поменять свои земные ценности и привязанности на блага Небесные.  А мы ходим, обманываем себя и пытаемся обмануть Бога. Законник пришел и говорит Богу, который видит его сердце, что все исполняет с детства.  Какая ложь! Но это он считал правдой. Этой ложью он жил. Он думал, что те несколько часов или минут в день, которые он выделяет просто по необходимости формально Богу, заменяют ему привязанность к земле.  Что он якобы пытается исполнить заповеди Божии, живя совершенно в другом мире, греховном, суетливом, немощном и порочном.  И сердце его оказалось привязано не к Богу, а к земле. 
Это как раз рассказ о всех нас. Чтобы мы не просто формально, как законник, изучали правила церковные, а чтобы знали, что единственная цель нашего прихода в Храм, исполнения заповедей – это поменять любовь к земному на любовь к Небесному.  Заменить земную ложь на Небесную правду. Мы никак это не можем сделать, и поэтому Господь пришел на землю, пострадал ради нас, показал нам, как тяжело человеку отрекаться от себя и от своих благ, что это настоящее крестоношение и труд над собой, сказал: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18:27). Он совершил этот подвиг и поэтому может дать нам силы, чтобы мы при нашем желании могли отказаться от многого, как последовавшие за Ним Апостолы, рыбаки, мытари и прочие меняли свою жизнь. Как появилось множество Его последователей, царей, императоров, которые отказывались от своих княжеств, государств, уходили в монастыри, отдавали все ради любви к Богу и приобретали гораздо больше. Вместо временного и преходящего, страстного и лживого приобретали вечные блага и обители Небесные. 
Церковь нам напоминает о цели нашей жизни, о том, чтобы и мы последовали за Христом, не уподоблялись законнику, который лжет себе, людям и Богу, а с чистым сердцем и любовью стремились к Богу и шли за Ним. 

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

сайт: Православная Церковь Молдовы — Кишиневско-Молдавская Митрополия (mitropolia.md)

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?