Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 28-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды Господь проходил в одном месте, и вдалеке остановились десять прокаженных. Они стали звать: «Наставник, помилуй нас!» (Лк. 17:13). Господь, видя слабость их веры, то, что они считали Его всего лишь Наставником, говорит им: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17:14).  По дороге они исцелились, и только один из десяти, самарянин, пришел Его поблагодарить.  Господь похвалил самарянина за его веру и сказал: «Иди, вера твоя спасла тебя!» (Лк. 17:19).
«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).
Все слова Евангелия имеют глубокий смысл и относятся ко всем без исключения людям. Эти прокаженные точно такие же люди, как и все, потому что все мы больны грехом, неисцельно больны, и наша душа, может быть, даже больше поражена проказой, чем эти несчастные. Почему же так происходит, что человек вчера еще был совершенно больной душой, приходит, Господь его прощает, проказа души уходит, человек кается и затем сразу же забывает о Боге? Как и эти девять побежали сразу каждый в свое место. Потому что все мы находимся не только в болезненном состоянии, но и еще наш ум, наше сознание пребывает постоянно в суетности. Они чем-то заняты, какой-то непонятной суетой, какими-то заботами, желаниями, страстями, которые разрывают наше сознание, и мы никак не можем сосредоточиться и понять даже милость и любовь Божию к нам. Пришли, получили от Бога и сразу забыли, потому что у нас в мыслях множество всяких забот. Часто мы просим здоровья не для того, чтобы Богу воздать часть его, а для того, чтобы продолжать свою греховную жизнь.  И только лишь один самарянин оказался выше суетливых иудеев, мятущихся по земле, чего-то ищущих, пришел к Спасителю, показал Ему свой светлый образ, чистоту мыслей, поклонился Ему, проявил свою любовь, за что Господь его похвалил. 
Нам тоже нужно знать, что главное – это не здоровье внешнее, и здоровый человек, и нездоровый, он остается одним и тем же. Он не способен к жизни с Богом, у него нет просветления в мыслях. А задача жизни человека, независимо от того, в каком состоянии мы находимся: больные, здоровые, немощны, богатые, бедные, в благополучии или в отсутствие его, не в том, чтобы внешне изменить свою жизнь, а в том, чтобы достигнуть светлости ума в любом состоянии, избавиться от суетности через молитву, пост, какие-то другие подвиги, которых множество. Но цель только одна – очистить свое сознание от греховного, суетного и прийти к просветлению своей души и ума.  Вот какая задача у человека. Многие подумали: «Исцелил, как хорошо!» А результата у девяти совершенно никакого. Какими они были, такими и остались, а может, даже и хуже. Потому что теперь возможности грешить у них стало больше, их уже не останавливает болезнь, слабость физическая, а силу своего тела они не посвящают Богу. В голове у них нет ничего хорошего и благодатного, и, может быть, они после этого исцеления стали еще более несчастными, чем были больными.
Церковь нам напоминает, что мы должны трудиться над собой, изгонять суетность, скверность своего мышления, стремиться к тому, чтобы наш ум просветился. Чтобы мы поняли, что ни одна минута нашей жизни, ни один час, ни один вздох мы не можем провести без Бога, что Он постоянно нам помогает, нас исцеляет, когда мы каемся в таинстве исповеди и причащаемся. Бог любит нас бесконечно, но мы настолько жестоки, суетны и грешны, что это совершенно никак не замечаем. Девять прокаженных иудеев – это каждый из нас, неблагодарный, получающий от Бога много благ, но часто не просто неблагодарный, а ропщущий на Бога, недовольный.
 Слушая сегодня рассказ об этих людях, посмотрим на себя, а благодарны ли мы  Богу, любим ли мы Его, замечаем ли Его милости к себе или просто живем в суетности, стремимся непонятно к чему, и жизнь наша проходит вдалеке от Бога, а желаем быть рядом с Ним в Его Царствии Небесном. Помолимся, чтобы Господь и нас просветил,  по нашим трудам очистил наш ум, и у нас появилась светлость мышления и благодарность Богу.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?