Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 29-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

31 декабря 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый человек, живущий в мире,  строит свое бытие, свою жизнь, исходя из того, какие у него стремления, желания, кем он хочет стать, к чему стремится, создает свой мир, в котором живет. Может быть, мир обмана, прелести, а может быть, мир правды и достоинства.  Этот мир очень часто не соприкасается с Божественным миром. Сегодня мы слышали притчу,  которую Спаситель рассказал Своим ученикам. Один царь, знатный человек сделал пир, послал за зваными людьми, и все стали отказываться, Один говорит, что землю купил, другой волов, третий женился и так далее. И тогда царь стал звать всех на перепутьях, на дорогах. Пир наполнился людьми, достойными этого пира. А те, которые были зваными, оказались вне пира.
«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16-24).
Конечно, рассуждая по-человечески,  можно сказать, как и те отрекшиеся: «А зачем мне куда-то идти к кому-то, у меня все и дома есть и даже больше, я сам могу кого-то угостить». И каждый из людей, к которым были посланы, замкнулся в себе, в своей самодостаточности, как он считал, у него все есть: земля, имущество и жена, своя семья, с которой он не хочет расставаться. Так человек живет, позябает свою жизнь, ему кажется, что он хорошо ее устроил, что все у него замечательно, ему ничего больше не нужно, и в этом мире очень часто нет места для Бога.  Но оказывается, что наша самодостаточность иллюзорна. А пир Божией славы – это Царствие Божие, в которое все зовутся, но попадают туда только те, кто себя подготовит через внутреннее очищение, через чистоту души, мыслей, исполнение заповедей Божиих, послушание Творцу.  Многие люди живут, считают, что им очень хорошо и без Бога, но вот подходит конец земной жизни, и некоторые начинают понимать, все же было так близко! Были такие возможности и все они утеряны! Жизнь прошла безвозвратно, и никакого результата, тьма кромешная, куда попадают все, считающие себя самодостаточными, живущими без Бога, создающими свой иллюзорный мир.  Им кажется, что этот мир никогда не кончится, что это будет вечно, всегда так будет хорошо. Но иллюзии этого мира пропадают. Подходит их конец, а оказывается, что реальности Божьего мира недоступны для нас, живущих в другом мировоззрении, в том, которое мы сами построили в своем доме, который, как сказано в Священном Писании, «основан на песке» (Мф. 7:26). Лишь только наступают какие-то жизненные невзгоды, как он рушится как карточный домик, и от него ничего не остается, и потом мы бегаем и мучаемся и недовольны: а как, почему, за что? Но это же твоя иллюзия! Это твой мир, который разрушился. Неужели ты не знал или не знала, что все это рано или поздно исчезнет? И кто же виноват в том, что жизнь в иллюзиях рано или поздно кончается,  что наша призрачность рано или поздно вместе с могилой пропадет. И на самом деле, как святые считали, что когда Господь посещает нас болезнями, скорбями, Он напоминает нам о том, что наш обман, наш дом, построенный на песке, очень шаток, и он может скоро, в одночасье исчезнуть. Все волы, земля и жена – это не основание для того, чтобы жить вопреки заповедям Божиим, не слушаться Бога. А это просто, может быть, маленькие радости или утехи, о которых нужно знать, что они иллюзорны, призрачны и скоротечны. А кто ставил во главу угла земную изменчивость, то тогда на кого же роптать?  Ведь и в Священном Писании сказано, что только дом, основанный на камне веры, на Боге, будет стоять вечно, и строящий дом никогда не постыдится, если он стоит на вере во Христа, на вере в Бога. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24-25).
Так часто мы отказываемся от Бога, ежечасно, ежедневно меняем на свои желания, хотения, непослушание Богу. Мы стремились к чему-то, потом оказывается, это  обман. Приходим и сетуем, батюшке рассказываем, ну как же так, столько времени, и в Храм вроде ходили, а все вдруг исчезло. Но, значит, надо сделать вывод, что исчезнет не только это, а вся жизнь, построенная на иллюзиях и обмане. Это призыв к тому, чтобы менять свою жизнь, знать, что без Бога она не имеет никакой ценности. Пришел Господь, Творец всего, Создатель земли и волов, жены и прочего, Он Владыка всего и нашей жизни тоже. Когда Он зовет или Он призывает исполнять Его заповеди, то это самое главное. Если Он что-то повелевает, значит, нам остается только слушаться, верить Ему, надеяться на Него, и наша вера никогда не постыдится.
Церковь сегодня нам в очередной раз показывает, чтобы мы не строили свою жизнь на обмане, лжи, чтобы вечные ценности были в нашем сердце и уме.  Чтобы они не заслонялись никакой изменчивой временностью, и тогда наша жизнь примет совсем иное значение, иной смысл, и никогда мы не будем роптать и ни в чем разочаровываться.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.