Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы. 2015 г.

30 июня 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь в святые дни Страстной седмицы прославляет Божию Матерь, Ее преславное Благовещение. Архангел Гавриил явился Божией Матери и сказал Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1:28). Пресвятая Дева удивилась такому приветствию и стала размышлять, вспоминая Священное Писание. Никогда ни к кому так не обращались. Она недоумевала, что бы это обозначало.  Конечно, если бы просто обратился к Ней человек так, Она бы поняла, что это насмешка. А тут предстоял Архангел Гавриил, посланный от Бога, и его слова были непреложной истиной.
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.  Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1:26-38).
Человек был сотворен для того, чтобы стать сосудом Божественной благодати, Его Божественных энергий. А так как весь мир был создан ради человека, то эта благодать, Божественные энергии через человека должны были освящать все видимое творение Божие: животный мир, растительный, космос. Человек должен был стать проводником Божественной благодати так, как проводником Божественной благодати, Божественных энергий являются Святые Ангелы.  Но человек разорвал эту связь, не захотел быть посредником Божественных энергий для мира, который был ради человека сотворен. И конечно, за это последовали необратимые процессы. Как сам человек без благодати оказался скудным, нищим, слабым, так и все творение Божие изменилось, лишившись Божественных благодатных энергий. Вместо того, чтобы быть вместилищем Бога, благодати Божественной, человек стал заполняться тысячами, миллионами грехов, которые он стал совершать своими делами, поступками, мыслями. Он стал тонуть в духовной грязи и оказался вместилищем всякой скверны.  Эта скверна затопила весь мир через человека. Как сказано в Священном Писании: «Тварь совокупно стенает и мучится доныне» (1 Рим. 8:22) от того беззакония, которым наполняется человеческий род.  И через человеческий род эта скверна заливает весь космос, все творение Божие. И оно мучается и изнывает от этого беззакония. Почему говорят Святые Отцы, что  каждый человек своими делами ответственен за все творение Божие. Да оно и создано было ради нас, и это естественно, что человек несет ответственность не только за себя, но и за то творение, которое было создано ради нас. И долго так стенал, мучился, изнывал под грехами, беззакониями человеческий род, лишенный благодати Божией. И конечно, ни к кому из людей нельзя было обратиться с такими словами, потому что, кроме скверны, ни в ком ничего не было.
Но Божия Матерь появилась от престарелый родителей, и уже это говорит о том, что  зачиналась Она не в той скверне страстей, которая сопровождает рождение человека.  Как пророк Давид пишет: «Се бо в беззакониях зачат есмь» (Пс. 50:7). Господь как можно более очистил от страстей даже зачатие  Божией Матери. Ее воспитание тоже проходило особо во Святая Святых Иерусалимского храма. Она была защищена, ограждена и внешне, а внутренне Она сама себя ограждала от всякой скверны, которой тогда был, и сейчас  наполнен греховный мир.  Поэтому Ее воспитание удивляло не только человеческий род, который до сих пор понять не может, как это произошло, но даже Ангельский мир. Как это, среди такой скверны, появилась Пречистая Дева. И конечно же, в этом заслуга и Ее. Архангел Гавриил говорит  Ей, что от Нее родится Сын и наречешь имя Ему Иисус, который наречется Сыном Всевышнего, то есть, Сыном Божиим. Это еще больше Ее изумило, потому что внутренне Она уже отверглась от всякой скверны. Особенно женщина, которая по заповеди Божией находится под властью этого смертного блудного греха, потому что Господь сказал: «И тяга будет к мужу твоему» (Быт. 3:16). Причем тяга непреодолимая. И никогда ни одна женщина в Ветхом Завете не старалась жить без мужчины.  Это опять чудо, которое не понимали Ее современники. Не понимали, как это немощное Существо, обреченное жить в плотской грязи, вдруг возвысилась над этим и даже в мыслях не желала этого, не мечтала и полностью отвергала. Она ответила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Чтобы ответить так не человеку, а Архангелу, посланному от Бога,  надо иметь очень большую решимость. И тогда получает ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35).
Святые Отцы говорили, что, если бы человек не согрешил, то размножение людей было бы совершенно иным способом, не в греховной грязи и страсти похотения, а в чистоте и святости.  И вот совершается еще одно чудо. Оказывается, Господь может и человека сотворить без мужчины, не из глины даже, а практически из ничего. Это творение происходит в Пречистой Деве, творится Пречистое Тело Христово, Тело человеческое, обремененное последствиями грехопадения, но  лишенное личных грехов.  И Господь через Архангела Гавриила говорит, что произойдет это чудесно, что Святой Дух совершит этот акт сотворения человеческой плоти. И произойдет оно бесстрастно, без всякого желания как женского, так и мужского, без всякой греховной грязи и похотения. Это непонятно до сих пор человеческому роду. И даже Ангельский мир не все понимает из происшедшего, из того чуда, которое творит Господь.  Но это произошло ради нас, чтобы и мы старались очистить себя, свою душу, шли за Спасителем.
Сам Господь воплотился в человеческой плоти, чтобы нас возвысить, вырвать из когтей ада, в которых мы были полностью. И власть над человеком диавола была практически безграничной. Власть страстей, грехов. Но через такие чудесные события, которые мы сегодня воспоминаем, через Пречистую Божию Матерь совершилось великое дело, началось преобразование человека.  С того, что Дева Божественной благодатью себя преобразила, с того, что Господь воплотился в этой Пречистой плоти, стал Человеком, прошел наш жизненный путь, пролил Кровь за наши грехи, беззакония, и мы имели возможность опять вернуться к тому предназначению, для которого создан был человек, но уже, конечно, в другой плоти и в ином мире.  Но здесь для нас остается время испытания, того, чтобы и мы доказали свою верность Богу, чтобы мы здесь своими делами, мыслями и всем отказались от грязных греховных прелестей, от обмана, от лжи и как Божия Матерь имели одни мысли и желание быть с Богом и не иметь ничего общего с грехом.  
Сегодня мы должны дать в своей жизни ответ на тот призыв, который обращен ко всем нам, потому что Господь совершил великое дело ради каждого из нас. А что мы ответим? Божия Матерь ответила: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38). Эти же слова Спасителя обращены к нам, к каждому из нас. А наш ответ – это наша жизнь, наши мысли, дела и поступки.  Постараемся и мы быть верными чадами своего Создателя и идти к Нему, чтобы стать теми, какими Он нас создал, к чему призывает.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?