Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 1-ю по Пасхе. Антипасха. 2015 г.

30 июня 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь вспоминает неверие Фомы. Конечно, сложно было донести до человеческих сердец истину Воскресения. Мир жил и живет в злобе, в ненависти. В Ветхом Завете было «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20), сплошная ненависть. Пришел Спаситель, принес иное учение: учение о любви, но и Сам пострадал от мира злобы. Ученики разбежались, они были полны недоумения, неверия. Внутри каждого из них происходила страшная борьба. Они помнили чудеса Спасителя, Его слова о любви, и в то же время созерцали Его избиение, страшные муки и Смерть на Кресте.
Невозможно было человеку все это соединить в себе. Когда Спаситель явился ученикам, то даже они не поверили своим глазам, когда Он зашел к ним, вошел в комнату, в которой они закрылись, потому что боялись, так как по Иерусалиму прошел слух о том, что ученики украли Его Тело. Они боялись, что придут воины, стражники и их арестуют, может быть, даже будут мучить. И вот, заходит Спаситель, они видят Его, но не верят своим глазам. Поэтому Господь говорит: «Почто помышления входят в сердца ваши?» (Лк. 24:38). Но  речь Спасителя все равно не внушает им доверия, ученикам кажется, что пришел дух убиенного Спасителя, который с ними общается.  Они не верят в Его Воскресение.
 Но проповедь о Христе должна разойтись по всей земле. Как же им внушить,  убедить их, что Он воистину воскрес? Если ученики сомневаются, то как можно донести эту истину до сердец людей, которые вообще Его не слышали и не видели. Тогда Он говорит: «Есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк. 24:41) Ему дают рыбу, хлеб, и чтобы их удостоверить в Своем Воскресении, что Он не дух, Спаситель говорит: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39), показывая тем самым, что такие мысли гнездились у них в сердце. Он начинает есть, они смотрят: пропадают кусочки хлеба, рыбы, на самом деле, ест. Им не кажется, на самом деле Спаситель в теле.  И только тогда они начинают удостоверяться, что это есть тот Спаситель, которого распяли, и который воскрес. Начинается воскресение их душ, они начинают верить в то, что любовь победила ненависть, еще не понимая Подвига Спасителя. Потому что в мире, как им кажется, ничего не изменилось, зло как царствовало, так и есть.
И вот, они рассказывают  апостолу Фоме все вместе, десять учеников говорят одному, что они видели Спасителя, убедились, что Он воскрес, видели Его в плоти. И не чужой человек, а тот, кто был с ними три с половиной года и со Спасителем, не верит им. Потому что человеческий разум отказывается понять эту истину.
А как же тогда проповедь могла бы убедить людей, которые совсем не общались со Спасителем. Практически, это было невозможно. И апостол Фома своим друзьям, с которыми жил вместе три с половиной года, ел из одной посуды, носил одну и ту же одежду, говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Это естественная реакция человека. Ничего удивительного в этом нет. Потому что и сами десять учеников не верили Спасителю, который им говорил, что Он жив, даже видя Его своим глазами. И через неделю Господь является, чтобы удостоверить не только Фому, но и весь мир в истинности Своего Воскресения, и показывает руки и ноги и ребра Свои и говорит ученику: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).
Это событие Церковь вспоминает в первое воскресенье после Пасхи, говоря нам о том, что Апостолы точно такие же люди как мы с нашими сомнениями, с нашим неверием. Конечно, такое неверие, сомнение может быть человеку необходимо в этом лживом греховном мире, но не верить Богу нельзя. Церковь говорит нам, каждому из нас  повторяет: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Этот путь прошли такие же люди, как и мы, с такими же сомнениями и недоверием к Богу. Эти вопросы, которые вы себе задаете, задавали и Апостолы и не находили ответа. Но Господь снизошел  до того, чтобы убедить их и нас в истинности Своего Воскресения.
Трудно человеку, не верующему в Бога, прийти к Нему, ощутить Его раны, Его любовь, Его пролитую за нас Кровь и поверить, что все равно любовь побеждает мир ненависти и злобы. Но Церковь нас в этом удостоверяет. И, тем не менее, каждый приходящий в Храм и к Богу задает этот вопрос. Задает по-иному, но этот вопрос всегда есть. Если человек становится верующим, как он считает, может быть, слабоверующим, надел крестик, соблюдает посты, кто-то сморит на него и думает, спрашивает, задает себе вопрос: «А чем он отличается от меня?» И пытается, как и Фома, вложить свой перст и руку в сердце этого человека, испытать его, приглашает на какую-нибудь вечеринку Великим постом и смотрит, а верующий или нет? Правда это или неправда? Может, этот человек такой же лжец, как и все: соблазнился и привел в искушение. И вместо того, чтобы доказать, что верующий, показал, что он неверующий.
Приходят в Храм очень многие только с тем, чтобы посмотреть,  дотронуться пальцем до чужой веры, шумят, кричат и внимательно смотрят, а как отреагирует человек.  А есть ли в нем живая вера? Не та, на словах, а в жизни. И очень часто уходят тоже с сомнениями. Потому что наша вера очень слабая, и мы не проходим многих и многих испытаний.  Также и в семье. Приходят, говорят: «Вот, муж или жена или еще кто-то не постятся, неверующие». Да они испытывают тебя, твою веру. Хотят посмотреть, а есть ли плоды твоей веры, и стоит ли тебе верить и идти по твоим стопам. Пытаются дотронуться пальчиком, а оказывается, взрыв происходит, и не любви, о которой говорят, а чего-то иного, дурно пахнущего. Человеку становится не по себе, и он опять входит в уныние и сомнения. Все равно в нас живет это неверие, в каждом из нас. Поэтому святые говорили, что если бы все христиане были истинно верующими, то на земле не было бы неверующих, то каждое соприкосновение с истинным христианином убеждало бы человека в искренности веры во Христа, в победе любви над злобой и ненавистью. А этого не происходит. И все меньше и меньше остается веры, и как Спаситель сказал: «Пришед второй раз, найду ли веру на земле?» (Лк. 18:8).
Когда-то перед нашими предками, которые несли веру Христову в своей жизни, снимали шляпу во всем мире. Когда-то в Россию стремились со всей Европы приехать и устроиться на какую-нибудь работу. Потому что сила веры была необыкновенной, было много благодати, радости и любви. А когда это все пропало, то мы сами говорим, что мы верующие, и ищем радости в каких-то иных местах. А радость только у Бога и больше нигде и ни у кого.
Церковь нас призывает, чтобы мы почувствовали близость Божию, Его любовь в своем сердце, дотронулись до Его язв не только своим разумом, но и душой, чтобы осознали, что в жизни нет иного счастья,  иной радости и любви, кроме любви Божественной, и это единственная ценность, к которой нужно стремиться, и что это покажет нашу веру во Христа. Покажет в нашей жизни, покажет и окружающим. Когда мы почувствуем, что не только мы верующие, но и все, которые с нами общаются, по крайней мере, чувствуют от этого общения уважение,  может быть, они тоже станут верующими, это покажет силу нашей веры.
А сегодня мы вместе с апостолом Фомой сомневаемся, пытаемся дотронуться до Спасителя, ищем эти раны, которые, как нам кажется, нас убедят и изменят наше маловерие и холодность. Но Господь нас призывает к тому, чтобы мы в своем сердце старались Его полюбить, поверили Ему, не верили никаким сомнениям, вопросам, а отдали свое сердце и душу в Его руки, и Он сохранит их для вечности. Аминь.
Христос воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?