Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о самарянке. 2015 г.

30 июня 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Святая Церковь установила за Богослужением читать Священное Писание, которое учит нас Божественным истинам и исполнению этих Божественных истин. В прошлое воскресенье Церковь вспоминала расслабленного, показывая нам тем самым, что все мы расслабленны грехом. Человек, когда грешит, теряет силы. Почему? Потому что он теряет  связь с Богом, восстает на Него в своем грехе. А крепость и силу дает только Господь.  Поэтому человек слабый духовно, слаб и физически. Порой так же, как евангельский расслабленный, мы всю свою жизнь находимся под расслаблением греховным. Расслабленный считался правоверным иудеем, поэтому  ждал милости от Бога, в которого, как он считал, веровал. Получил эту милость и тут же стал предателем.
Так очень часто бывает и в нашей жизни. Ходим, просим у Бога, считаем себя православными, кичимся этим, Господь прощает нам  грехи, исцеляет нашу расслабленность, подает многие милости, а потом мы начинаем не слушаться Его, хулить Его заповеди, не исполнять своего христианского послушания. Церковь в прошлое воскресенье напоминала нам, что, получая милость от Бога, не надо быть предателем, чтобы не было с нами еще хуже.  Не надо себя считать чего-то достойным и правоверным.
Сегодня Церковь нам рассказывает о самарянке, которая, как сейчас бы ее называли, была еретичкой. Она не была иудейкой, потому что самаряне несколько искажали учение ветхозаветное, как считалось у иудеев. Она не считала себя чего-то достигшей. Она была простой обычной женщиной, которая занималась своими обыденными делами: хозяйством, семьей. И вот, произошла ее встреча у источника, у колодца Иакова. Женщина пришла в своей мирской суете. Она пришла по делу, торопилась, так как до колодца было далеко, потому что он находился не в селении, а вне населенных пунктов, и чтобы до него дойти  и вернуться обратно, нужно было время. А вода необходима была ей по хозяйству. И в этой мирской суете она пришла для того, чтобы побыстрей взять воды и идти что-то делать дома.  Может, поить скотину, может, что-то стирать, готовить. Конечно, по дороге она думала о житейском. И вот, здесь она встречает Спасителя, в мирской суете, неправоверная, живущая по своим хотениям и грехам, и Господь ее просит, чтобы она дала Ему напиться. «Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4:7). Это отнимало у нее определенное время, потому что, как она сказала, «иудеи с самарянами не общаются» (Ин. 4:9), считают их за людей, с которыми нельзя общаться. Значит, нужно было отдельно достать воду для Него. А это отнимало время. И она сделала такое замечание: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин 4:9). «Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок» (Ин 4:11). Самарянка почерпнула, достала воды из глубокого колодца, дала напиться, а потом ведро нужно опять поднимать, потому что, если из этого ведра напился иноверец, то этой водой уже нельзя пользоваться. Тогда Господь ей говорит, что  если бы ты знала, с кем разговариваешь, то сама просила живой воды у Него. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин 4:10).
 И в этой мирской суете женщина вдруг, как любая другая, подумала: «Да, зачем же мне ходить так далеко туда и обратно на этот колодец. Мне каждый день нужно так много воды для скотины, для семьи, для приготовления пищи, уборки». Она подумала, что это шутка и говорит: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). Это полу-разговор, полу-шутка. Потому что она все еще живет своей мирской жизнью, своими мирскими интересами. Она не знает, с кем разговаривает. Тогда Господь ей говорит: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин 4:16). И вдруг у женщины все перевернулось, узнали ее тайну. Любая женщина может представить: живет беззаконно, меняет мужей, уже шестой, и ей говорят: «Приведи мужа». Сразу становится стыдно, человек пытается скрыть свою, как сейчас говорят, личную жизнь, потому что и вспоминать об этом стыдно, как ты живешь. А ведь Господь под этим выражением ее просто спросил: «А как же ты живешь?» И она пыталась обмануть. Потому что ей стыдно было сознаться, и она говорит: «У меня нет мужа» (Ин 4:17). Не хочу я говорить о своих внутренних проблемах, которых у всех много, в моей суете житейской встретился кто-то, пристает, расспрашивает, чего с ним разговаривать? Как я живу, с кем, зачем. Легче просто соврать. Как бы и сейчас любая женщина поступила. Точно так же. То есть, Священное Писание нам передает реальный разговор, не придуманный, а то, что на самом деле происходило. И сейчас бы точно так же повторилось. Тогда она слышит неожиданный ответ: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18). И вдруг она почувствовала, что ее видят насквозь, знают всю ее жизнь, знают прошлое, но, наверное, знают и будущее, знают все. А кто может знать? Ну, как минимум, пророк. И говорит: «Вижу, что ты пророк» (Ин. 4:19). Она сознается, что так живет, не отказывается от своих грехов, это правда. А раз человек знает ее прошлое, то он должен знать будущее. Она спрашивает, забывает обо всем земном: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4:25), рассуждая: «Как же мне исправиться? Потому что скоро придет Мессия, который дарует многие блага, и как бы мне не оказаться вне этих благ, которые даст пришедший Мессия». 
Это тоже естественно. Потому что любой человек думает: «Как же мне не лишиться благ? Да, я живу неправильно, мне указали, но как же мне исправиться, чтобы не упустить самого главного, своего будущего для себя, может быть, для своей семьи».  И Господь ей отвечает: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21-24). Женщина почувствовала, что ей говорят правду, ее душа затрепетала, она забыла обо всем земном, бросила свои ведра, воду, и побежала, стала проповедницей учения Христова. «Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему»  (Ин. 4:28-30).
 Такие два неожиданных рассказа. Один иудей, который всю жизнь просил милости у Бога, считал себя правоверным и стал предателем, получив милость от Бога. И иноплеменница, которую презирали иудеи, не получив еще ничего, ни исцелений, ни прощения грехов,  просто поверила в Бога и стала проповедницей.  И когда пришли ученики и спросили, Господь говорит: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Так неожиданно бывает в жизни, когда мы считаем, что какой-то человек до чего-то не созрел, почему-то он неудобен, и вообще, не такой, не подходит под мои какие-то трафареты, а оказывается, мы не видим его душу, что она созрела для благодати Божией. Что эта душа, может быть,  ближе к Богу, а мы видим только внешние недостатки. Конечно же, жившие с этой женщиной, тоже видели только ее недостатки. Поэтому, когда она пришла в селение, она не стала им говорить: «Идите, там Мессия». Они бы стали над ней смеяться: «Ты меняешь мужчин, живешь беспорядочной жизнью, доступная для всех женщина, и будешь нас учить». Она знала, что у нее нет авторитета, и поэтому пришла в свое селение и сказала: «Пойдите, посмотрите, может быть, вы разберетесь и узнаете, может, это Мессия, я же ничего не понимаю, а вы посмотрите и сами узнаете». «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29)  Ее проповедь была со смирением, а не с гордыней. И они пошли по ее смиренной проповеди и своими глазами узрели, своими ушами услышали Спасителя и уверовали в Него. «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос»» (Ин. 4:42).
Господь открыт для всех, и Церковь нам показывает, что мы просто не умеем, да и сами, может быть, не имеем веры и разума преподнести свою веру, потому что  живем не по вере, сами себя считаем лучше других, а в жизни  оказываемся хуже.  Церковь нас учит, чтобы мы не превозносились ни перед кем, несли достойно свою веру, со смирением ее проповедовали, чтобы люди смогли, глядя на нас, убедиться, что есть Господь.
Сегодня нас Церковь призывает к этому, показывая для нас пример  смиренной самарянки, которая оказалась выше правоверного иудея и впоследствии стала мученицей за Христа. Помолимся Спасителю, чтобы Господь и нам даровал силы и крепость нести достойно свою веру и, глядя на нас, кто-то, может быть, пришел к Спасителю и обрел Его милостивое учение, следовал в своей жизни Его заповедям и подавал пример ближним и окружающим.
Аминь
Христос воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

сайт: Православная Церковь Молдовы — Кишиневско-Молдавская Митрополия (mitropolia.md)

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?