Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о слепом. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

«На суд пришел Я в мир сей, — сказал Спаситель – чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39). Церковь нам представляет евангельское повествование об исцелении слепорожденного, в котором Господь показал, кто в этом мире слепой, а кто зрячий. Немощный больной человек, естественно, не получивший вообще никакого образования в силу своей болезни, оказался ближе к Богу, чем все ученые книжники и фарисеи.  Оказывается,  ни знания, ни образование не приближают к Богу.  Они, в принципе, не могут приблизить, потому что все эти знания касаются не Небесной жизни, а земной. И человек, изучающий какие-то земные греховные законы, может совершенно ничего не знать о Небесном.  Но душа-то у всех одинаковая. Почему же так произошло, что душа неграмотного больного слепого человека оказалась ближе к Богу, чем души ученых иудеев? И вообще, что значит  слепой и зрячий, что под этим понимают?
Когда Спаситель с учениками подошел к тому месту, где находился слепорожденный, то ученики задали вопрос: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Потому что очень часто болезни связывают с грехами. Это так и есть. Но Господь ответил, что на нем явятся дела Божии. «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Эти дела проявились после того, как Господь его исцелил. 
Господь совершал чудеса видимые, а множество чудес, которые Господь нам дает, чудо жизни больше всех остальных чудес, но этих чудес мы не видим, потому что мы слепые. Но Господь иногда проявляет особенную свою любовь видимо, чтобы человек определился, как он относится к Богу, к Его милосердию, Его любви к нам. Совершилось великое чудо. А чудо это что? Это проявление Божественной любви, необычайное проявление. И один человек говорит, что он эту любовь видит, потому что он был слепой и стал зрячим, а другие люди видят это чудо и говорят: «Нет, это не любовь, а это зло». «Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря» (Ин. 9:14-16).
Так и мы очень часто в своей жизни на любовь Божественную отвечаем своим противлением и говорим, что это зло, что это плохо. Ропщем и на погоду, то жарко, то холодно, то сыро, то сухо, то светит, то не светит. На любое проявление любви Божией у нас идет отторжение, ропот. Так же, как и у книжников и фарисеев. Если мы увидим, что к кому-то Господь проявляет, как нам кажется,  больше любви, чем к нам, как показалось фарисеям, то мы начинаем завидовать и еще больше злиться на Бога, не замечая Его любви к нам, которая одинакова ко всем.  Господь сказал: «Я пришел на суд в мир сей» (Ин. 9:39). Но суд этот определяет не Он, а наше отношение к Нему. Мы сами выносим себе суд.
Слепорожденный, не зная еще Спасителя, сказал первосвященникам, что Он Пророк. «Говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк» (Ин. 9:17). А те ответили: «Мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9:24). Откуда у них такое знание? Только от человеческой злобы. Божественную любовь называют грехом, злом, и каждый поставил себя на свое место. Один сказал, что он с Богом, а другие, внешне показывающие, что они молятся Богу и находятся рядом с Ним, сказали, что они не с Ним и не хотят быть с Ним, с Его любовью.
Почему же так происходит? Потому что нашу жизнь определяет наша сердечная любовь. «Знание, — как сказал апостол Павел – надмевает» (1 Кор. 8:1). Оно делает человека гордым, высокомерным, злым. А любовь сердечная делает человека мужественным, справедливым, благородным. Это внутреннее чувство человека. А как же появляется сердечная любовь?
В Священном Писании сказано: «Только чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8) и «В злохудожную душу благодать Божия не войдет» (Прем. 1:4).  Так значит, мы сами определяем свое будущее, вершим суд над собой: или очищаем свою душу или, наоборот, ее загрязняем.  Человек, когда стремится не к Небесному, а к земному, привлекает к этому все свои способности и силы, начинает хитрить, обманывать, на кого-то лгать, делать доносы, сам лебезит перед кем-то и постепенно своим лицемерием, обманом и ложью он загрязняет чистоту своего сердца.  Он чего-то достигает в этом мире, но лишается вечности, привязывается к временному за счет вечного.  А у человека, который стремится только к вечному, душа  не прилепляется ни к чему земному, как у слепорожденного, который ничего не имел в своей жизни, не прилеплялся ни к чему земному, потому что никаких земных перспектив для него не было, и он поэтому жил чистосердечно, правдиво, не старался никого обмануть, схитрить, налгать на кого-то, потому что ему это было незачем, он жил только своей болезнью и Богом. И оказалось, что у него чистое сердце.  Это чистое сердце узрело Бога, и никто не смог: ни власть в лице первосвященников, ни близкие в лице родителей, которые дали ему жизнь и всячески помогали в его болезни. Никто не смог его веру поколебать.  Он ее отстаивал, говорил первосвященникам, что ему странно, как же образованные, грамотные  люди, не такие как он, не инвалиды, не понимают и не чувствуют Божественной любви, не видят Бога, благодати Его. «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.  От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30-33).
Церковь нам показывает на примере слепорожденного, что каждому из нас нужно стремиться к чистоте своего сердца. И наши дела, наши устремления к Небесному всегда приводят к Богу и заканчиваются поклонением и послушанием Богу.  Слепорожденный встретил Спасителя и на вопрос: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» (Ин. 9:35) ответил: «А кто Он?» (Ин. 9:36)  И когда Господь сказал, что это Он, с кем он разговаривает, кто его исцелил, он поклонился Спасителю, показывая тем самым, что он не противится Его воле, признает Его власть, чувствует Его любовь и готов совершить ради Бога любое послушание.  «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:35-38).
Господь призывает нас к исполнению Своих заповедей, к тому, чтобы и мы следовали в своей жизни примеру слепорожденного, потому что и  мы слепы, может быть, не очами телесными, а очами духовными, когда не видим, сколько вокруг нас Божественной благодати, сколько милосердия и любви, когда мы ропщем, злимся, когда в нашем сердце поселяется злоба, ненависть, тьма вместо благодарности и ответного послушания и любви к Богу.
Постараемся, дорогие братья и сестры, как и слепорожденный, прийти с чистым сердцем к Спасителю, поклониться и стать верными Его послушниками и рабами.  
Аминь.
Христос воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.