Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Вознесение Господне. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы отмечаем день Вознесения Господня. Этот день является для нас показательным, потому что он нас многому учит. Мы живем в этом мире, и все, что у нас есть в уме, в голове, вся наша жизнь посвящена земному. Но Господь показал нам Своим Вознесением, что Царство Его не от мира сего, как Он Сам говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Показал то, что невозможно даже Богу, создавшему этот мир, но обезображенный ложью, грехами, страстями, его изменить.
Наша гордыня очень часто внушает нам, что, якобы, мы более великие, чем Бог. Мы можем что-то на грешной земле построить в мире проклятия, смерти, страстей и греха. Мы строим свои иллюзии, нам кажется, что мы все преобразуем. Множество ученых в институтах пишут, как люди будут жить через какое-то время, как будет хорошо и прекрасно. А жизнь становится все страшней, ужасней и превращается в ад.  И будущее этого мира закончится в аду, там, где положено быть грехам, страстям, лжи и всякому безобразию.  Поэтому тот, кто строит иллюзии насчет будущего, тот строит свой план, как попасть в ад, и, что самое интересное, его планы на 100% сбываются.  Так этот мир и катится в страшную бездну.  
Своим Вознесением Господь показал, что нужно стремиться к другому миру, что невозможно даже Богу, невозможно тем более человеку. Господь показал, что Царствие Его иного плана. Это Царствие в духе и любви, во Святом Духе. И оно начинается в душе каждого человека.  В Своей жизни Он показал Своим ученикам, последователям, как прекрасно в этом мире духовной любви и благодати жить. Как замечательно пребывать рядом с Тем, который исцеляет, утоляет болезни, воскрешает мертвых, помогает всем и вся, может накормить всех из ничего, воссоздать человеческие органы. Но смысл пребывания Спасителя был не в этом, а в том, чтобы человеку открыть из мира греха, страстей, смерти и шествия в ад, дверь в Царствие Божие. Он взошел на Небеса и призвал восходить на Небеса всех Его последователей, жить вопреки  земным законам по Его заповедям и правилам. И Церковь всегда была и будет не от мира сего. Она всегда будет жить по другим законам. Потому что, если она будет жить по правилам земным, по земным трафаретам, то она превратится из Церкви в простое человеческое общество. Как это видно на примере протестантов и других религий, которые обмирщены и лишены благодати Божией. И если Православие, которое тоже стремятся втиснуть в человеческие земные законы, и говорят: «Ну, как же так? Есть ученые, врачи и все прочие, которые пишут, как человеку жить, по каким правилам», — то Церковь прекратит свое существование. Она существует только до тех пор, пока живет по законам Царствия Божия, по законам не от мира сего, не составленным человеческим умом, а внушенным благодатью Божией. Когда изгоняется благодать Божия и Дух Святой из Церкви человеческим умом, то тогда мы остаемся без Бога. Этим путем прошли уже многие, поэтому не нужно идти в Церковь и искать своим умом, разумом какой-то человеческой земной рациональности и власти в Церкви земных греховных привычек и желаний.  Церковь, наоборот, должна отучать человека от земной лжи, греховности, страстности и возвышать над этим, возносить его благодатью Божией в Царствие Небесное.  
А как же так получается, человеку ведь тяжело жить. И Апостолы спрашивали Спасителя: «Ты уходишь от нас, как же нам жить в этом греховном мире, что же нам делать без Тебя, без Твоей помощи? Это же невозможно». «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин. 14:5).  И правда, человеческих сил не хватает, чтобы жить в греховном мире вопреки греховным законам и правилам. Нужно их преодолевать, преодолевать себя, свою страстность, страстность житейской гордости. И Господь им ответил: «Я посылаю вам Утешителя в скорбях, Духа Святаго, который от Отца исходит, и Он будет вам помогать в вашем движении от земли на Небо». «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.  Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:16-18). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).
Своими силами, конечно, человеку это невозможно, и многие правильно думают, что приходят в Храм и здесь начинается другое житие. Да, оно начинается. Но оно начинается не в разговорах, а в жизни с благодатью Божией.  И душа начинает отвыкать, возвышаться над праздностью, над греховностью, над земным и пребывать в Небесном.  Когда читаем жития святых, то часто очень там пишут и про преподобного Сергия, и про других, что ум его вперился в Небесная. То есть, умом он полностью был не на земле, а жил как на Небе. И Господь сказал: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).  Для человека верующего сокровищем становится только Господь и больше ничего. Господь приводил  притчу о том, как богатый человек нашел жемчужину, все продал, ее приобрел и другие притчи, которые говорят о том, что христианин, когда обретает Бога, эту драгоценность, все оставляет, продает, только чтобы остаться с этой драгоценностью, чтобы жить вместе с Богом. Так и жили на Руси: покосившиеся избенки, соломенные крыши, а Храм в золоте и весь блистает. И никогда ни у кого не было вопроса, почему так? А потому что это и есть та ценность, кроме которой на земле больше нет других ценностей. И Господь обещал Своим ученикам и Апостолам, что благодатью Святаго Духа Он укрепит их и нас, Свою Церковь. Конечно, прошло много времени, Церковь прошла через многие испытания, через бури  человеческие, через множество ересей, соблазнов, обмана и всего прочего, но она выстояла. Так она и будет выстаивать до второго пришествия Спасителя.  Как мы сегодня слышали, что было сказано Апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).  Церковь – единственное место, которое соединяет временность и вечность.
Сегодняшний праздник еще раз напоминает нам о том, что и «наше жительство», — как писал апостол Павел, — «на Небесах» (Флп. 3:20).  Если мы для этого приходим в Храм и стараемся с этим сообразовывать свою жизнь, то тогда, значит, нужно соответственно и жить в послушании Богу, в Его благодати, не боясь никаких внешних угроз и соблазнов.
Отмечая сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, постараемся и мы всегда смотреть туда, куда вознесся наш Творец, Спаситель, который уготовал каждому из нас место и ждет, когда мы, блудные сыны, придем к Нему и обретем в Его Царствии свой вечный покой.
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.