Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день Святой Троицы. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь нам открывает великую тайну. Сегодня она нам показывает, что основанием Церкви является Живоначальная Троица. Жизнь в мире только от Бога, поэтому Троица и называется Живоначальной. И в песнопении церковном подтверждается, что «Святым Духом всяка душа живится». Другого начала жизни, кроме Святой Троицы нет, и другого начала Церкви, кроме Святой Троицы тоже нет. Существует только одна Церковь живая от Бога, та, которую основал Господь, и нет никаких других начал жизни, добра и света в мире.  
Это начало Церкви произошло когда-то в Иерусалиме, когда снизошел Дух Святый на святых Апостолов и учеников Спасителя и от них   передался тем, кому они проповедовали, кого они просвещали. И так Церковь от единого начала распространилась по всей земле. Потому что Господь все объединяет, и не может быть у творения иного какого-то основания. Когда-то дух злобы возгордился, захотел быть другим началом, но оно оказалось тьмой кромешной. Так и все, что без Бога, не имеет начала жизни, добра и света.
Конечно, событие сошествия Святого Духа на Апостолов, в котором участвовала вся Живоначальная Троица, произошло не вдруг. Мы сейчас, через 2000 лет думаем, что это произошло вдруг, неожиданно, Дух Святый сошел на них. А зачем же они тогда ходили три с половиной года за Спасителем? А зачем же тогда понадобилось еще после Воскресения пятьдесят дней? Потому что в это время, от Воскресения до Своего Вознесения, Господь открывал Апостолам многие истины. И они все, потеряв всякий страх перед земным, обещались верно служить Богу, несмотря ни на какие тяготы и лишения. Потому что Дух Святый поспешествует всякому доброму желанию и служению Богу, и подается настолько, насколько человек может Его вместить. Но Дух Святый не зависит от произвола человеческого. Что это означает?
Это означает то, что Апостолы были в полной власти Божией. Как пишет апостол Павел: «Я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8). И все Апостолы все оставили. Оставили имущество, семьи, ничего не имея, пошли, чтобы служить самоотверженно Богу и Творцу. Поэтому мы сегодня почитаем и вспоминаем Апостолов как проповедников и исповедников. Они все, за исключением апостола Иоанна Богослова, претерпели мученическую смерть,  все знали, что такова будет их кончина и, в то же время, дали согласие следовать за Богом, несмотря ни на какие тяготы и саму смерть.  Это их желание и произволение Дух Святый показал явственно, наполнил их благодатью, насколько они проявили свое желание служить Богу. Но они совершенно не имели каких-то своих произволений. И поэтому апостол Павел пишет про тех, кто вне Церкви, кто не служит Богу: «Слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19). И все Апостолы четко определяли, кто есть христианин, и кто не христианин. Человек, посвятивший себя полностью Богу, вплоть до смерти – только таких признавали христианами. И поэтому в первые века тех, кто отрекался от Христа, даже под страхом смерти, не принимали назад в Церковь. А не христиане – это те, которые, как пишет апостол Павел «думают о земном» (Флп. 3:19), о выгоде, о том, как бы себе полегче найти путь, как бы выполнить одну заповедь, а 10-15 не выполнять, как обхитрить, обмануть. Но апостол Павел пишет, что «Их конец —  погибель» (Флп. 3:19).
Если мы приходим в Церковь, то должны приходить не для того, чтобы нам служила благодать Божия, а чтобы мы потрудились совместно в соработничестве с благодатью Божией с искренностью и чистотой.  Именно по этому Апостолы и определяли любую ложь. Любой обман в Церкви был страшно наказуем. Вспомним супругов, которые продали землю. Вроде бы, что они сделали – часть утаили, не чужого, а своего, и наказаны были внезапной смертью. Первые христиане – это те, кто полностью себя отдавал Церкви и Богу, кто, не колеблясь, отдал бы за Него и свою жизнь,  даже с радостью. Поэтому благодать Святаго Духа сошла не на колеблющихся Апостолов, боящихся, разбежавшихся, как это было во время Распятия, а на тех, которые уже через 50 дней после Воскресения Христова готовы были на любую жертву.
И мы, как наследники, если желаем, чтобы благодать Божия пребывала с нами, должны искать в Храме не своего, а Божьего, как пишет апостол Павел: «Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21). Пришли, ищем: что Господь сказал: и что нам нужно сделать, и как мы должны себя вести, чтобы Ему угодить. Потому что многие приходят для того, чтобы сказать: «Господи, а ты мне угоди».  Человеку порой невозможно угодить. Поэтому мы не чувствуем Бога.
Сегодня, отмечая день, когда Живоначальная Троица дала нам всем возможность жить не в земном, а в Небесном, в благодати Святаго Духа, постараемся и мы, дорогие братья и сестры, также служить Богу и стараться искать не своего, а Божьего. Потому что иначе, как говорит  апостол Павел: «Их конец – погибель» (Флп. 3:19).
Помолимся Живоначальной Троице, чтобы Господь и нас укрепил в нашем служении Богу, подавал нам крепость и силы, чтобы наше произволение было на добро, а не на зло, и чтобы в наших делах Святой Дух содействовал нам во все дни живота нашего.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ