Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 3-ю по Пятидесятнице. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все мы живем, дорогие братья и сестры, в мире, в котором приходится очень много заботиться о своей личной жизни, о семье, об обществе, и жизнь проходит очень часто в суете, причем этой суеты становится не меньше, а больше. Что-то у нас появилось, нужно содержать, нужно что-то прибавлять к этому, наводить порядок, чистоту и так далее. Все это нас отрывает от главного – от вечности и от Бога.
Сегодня Церковь нас призывает в лице Самого Спасителя, который говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Конечно же, мы не можем оторваться от себя, от этой жизни, но как-то нужно менять свое сознание. Ведь наша жизнь происходит не вне нас. Наша жизнь – не значит, что это наша обстановка, наша работа, наши занятия чем-то. Наша жизнь – это жизнь наших мыслей, нашего сознания, жизнь внутри нас самих: наше восприятие мира, наши эмоции, страсти, которые постоянно переполняют нас. В этом заключается жизнь каждого человека.
Конечно же, и внешность влияет на наше внутреннее сознание, на наш разум – на все. И вот, Господь нас предупреждает и говорит: «Что же вы все свое сознание, весь ум посвящаете совсем порой ненужным суетным вещам? Посмотрите на птиц небесных, посмотрите даже на цветы. Как Господь заботится о них. Птичка целый день летает, ловит, питается. Она не проводит время в постоянном отдыхе. Она постоянно чем-то занята. Но приходит время ее отдыха, и они спокойно отходит и не думает о том, что же завтра будет. А завтра опять, с помощью Божией, она приобретает пищу и все необходимое». «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26).
Господь нам показывает, чтобы мы меньше старались в своих мыслях прилепляться к чему-то. Как богачу, который набрал очень много в свои закрома, Господь говорит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). А если человек постоянно будет свои мысли, свое сознание возносить к Богу, к Небу, то тогда меняется его внутренняя жизнь. Снаружи может ничего не поменяться, но его внутренняя жизнь начинает меняться. Он начинает  оценивать свои поступки, слова, дела с точки зрения вечности: нужно ему это или нет. Он суетился, бегал целый день, и что в результате? Пустая суета, совершенно ненужные дела ни для человека, ни для вечности тем более. И тогда у человека появляется свободное время помыслить о своей душе, о Боге. Оказывается, что делается все то же самое, и даже быстрее, и много появляется свободного времени. А самое главное, голова не так утруждается и не так болит, потому что мысли о Боге очищают наше сознание, нашу греховную сущность.
Как же это происходит? Это не значит, что человек должен совершенно от всего отрешиться. Лишь немногие способны к тому, чтобы полностью свое сознание и мысли посвятить Богу в непрестанной молитве. А так, у нас все начинается с малого. Как говорится в Священном Писании: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Донимают нас какие-то плохие, суетные мысли, мы стараемся их отогнать, тем самым уже совершая добродетель. Кто-то позвал нас куда-то, и мы знаем, что там точно можем согрешить, остановили себя – это уже небольшой подвиг.  Хочется нам ничего не делать, а подошло время молитвы утренней, вечерней – заставили себя, потому что Царствие Божие нудится, и это уже небольшой подвиг.  А потом понуждать себя будет все проще и легче. Не хочется нам встать рано, пойти в Храм, заставим себя, и это тоже уже небольшой подвиг. Кто-то нас раздражает, а мы себя смиряем, стараемся не гневаться, и это тоже добродетель. Идем мы в Храм, подходим к Храму, встречаем человека, который собирает деньги на водку, а в кустах его друзья. Не подали ему – это тоже уже подвиг. Не стали соучастниками в их грехе и преступлении. Пошли, потрудились, нашли человека, который на самом деле нуждается в нашей помощи, даже подали стакан холодной воды, принесли что-то, приготовили, убрались в квартире, кому-то помогли, и это тоже уже небольшой подвиг.
И так наша жизнь не должна проходить бездумно. Надо свое время стараться употреблять во благо. Надо стараться себя понуждать к добру, уклоняться от зла. Пришли в Храм, помолились, вроде бы, ничего не изменилось. Крест жизненный остался точно таким же, как он и был, его меньше не стало. Но он стал легче. Это каждый может на себе почувствовать. Пришел в Храм, какая-то тяжесть неимоверная, кажется, все – жизнь задавила.  Помолился, попросил Бога, та же самая жизнь, остался тот же крест, но почему-то легче стало, как будто ты уже не один несешь тяжесть, а вместе с тобой Господь.
Мы хотим, чтобы что-то изменилось вокруг нас. Но это глупо. Потому что, как говорит Господь, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Поэтому бессмысленно приходить и говорить, что на работе плохо, еще где-то плохо, кто-то не такой, все плохие и вообще все не так. Потому что наша жизнь – это наше внутреннее сознание. И когда человек говорит, то говорит только о себе, что внутри у него полный разлад и ужас. Если человек недоволен внешним, то это говорит о том, что у него внутренний непорядок. А внешнее как и было, так и есть: растет дерево и растет, птички летают и летают, дома стоят и стоят, люди ходят и ходят, так и будут ходить. А когда у нас внутренний непорядок, тогда нам все кажется не так: и дерево не там выросло, и люди не так ходят, и вообще все плохо, и распоряжаются не так, и руководство плохое и так далее.  Поэтому чем грешнее общество, тем оно более непредсказуемо. Потому что общество, в котором бушуют страсти, способно на всякие глупости. Так же, как и отдельный человек. Если у человека внутри непонятно что творится, он запутался в себе, в своей жизни, не может никак найти ничего хорошего, нет ничего в нем, то бесполезно от него что-то требовать. Он не способен на добро и не просто не способен, а он его не понимает. Он не знает, что это такое, потому что он живет в беззаконии. И, конечно же, такой человек непригоден для Царствия Божия.
Поэтому, дорогие братья и сестры, мы можем находить множество причин всяких смятений,  какие-то организации, кто-то нагнетает плохое, темные силы, еще кто-то, но если человек или общество не воспринимают внешние беззакония, то невозможно такое общество или человека заставить делать что-то нехорошее.  И наша задача, как говорит Спаситель, и как Церковь нас учит – это чтобы мы свое сознание приучили к тому, чтобы оно не воспринимало никакого зла, противилось и старалось всегда выбирать добро и следовать ему,  творить добро, быть на стороне правды, истины, слабых и беззащитных. Этот призыв ко всем нам, он всех нас касается. Нам всем есть, над чем работать.
Постараемся услышать слова Спасителя, посмотреть на себя, на свою внутреннюю жизнь, изменять ее своими трудами, понуждениями к добру, заставлять себя меняться. Потому что просто так, без понуждения, без труда сам никто не поменяется и не изменится. Если мы приходим к Богу и не хотим ничего делать, говорим: «Господи, Ты за меня все сделай», то это глупость, и ничего хорошего из этого не получится. Господь и так нам все дает, для нас делает, но наш труд необходим. Постараемся услышать слова Спасителя и вести свою внутреннюю жизнь трезвую, стараться стремиться к добру, уклоняться от зла и нести послушание Богу.
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.