Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пятидесятнице. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наши человеческие отношения мы очень часто переносим и на наши отношения с Богом. Мы часто общаемся с своим Творцом со многими условностями. Приходим в Храм и подсказываем Ему, что для нас нужно сделать. Некоторые дают обеты, какой-то торг делают: «Я немножко Тебе, а Ты обязательно мне это сделай. А если не получится, то тогда не обижайся». Приходят многие, если что-то не исполняется по их желанию, хотению, говорят: «Я прошу, прошу, а Господь меня не слышит».
Но на самом деле все наоборот. Человек и не просит, и не верит в Бога. Потому что, если бы он веровал, то тогда бы знал, что Господь все делает во благо, и это благо ведет к вечности.  Не то благо, которое мы придумали, а то благо, которое спасает человека, дает ему вечность. Это было и раньше, это есть и сейчас, это будет всегда. И все равно, человек будет говорить, что он верующий, знает Бога, молится и все прочее. Так же, как и 2000 лет назад, когда пришел Спаситель, законники, фарисеи, начальники иудейские считали себя сильно верующими. Все знали, кто есть Бог. Все к Нему обращались, но не видели Его, ходящего среди них. Да и ученики не могли, несмотря на то, что видели множество чудес, рассмотреть в Нем Творца. И они сомневались, смущались, кто-то уходил от Спасителя, не имея веры.
И вот сегодня Церковь нам представляет удивительный рассказ о том, как человек-язычник, который не был иудеем и не знал ничего о Боге, оказался верующим человеком, и не просто верующим, а его вера оказалась выше веры всех иудеев, о чем засвидетельствовал сам Спаситель: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10). А раз Господь сказал, то Он знал каждого иудея и всех вместе. И даже среди учеников не оказалось такого  верующего человека.
Пришел к Спасителю сотник, римлянин, необрезанный, то есть человек – не член иудейской ветхозаветной церкви, не считающий себя верующим человеком, иудеем, несмотря на то, что построил иудеям синагогу, и стал просил Спасителя. «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:5-6).  Все иудеи приходили для того, чтобы просить для себя. Все приходили со своим эгоизмом, со своими желаниями, со своей гордыней и превосходством. А этот человек, наделенный от Римской империи властью, пришел просить не для себя и не за себя. И даже не для своей семьи. А пришел просить Спасителя, чтобы Он исцелил его слугу, который для него ничего не стоил. Но это говорит о том, что этот человек был нравственно чистым и духовно совершенным. И Господь ему отвечает так, как никому не отвечал: «Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7). Сам сказал, что Он пойдет в дом, хотя сотник Его не звал, а просто просил об исцелении. И услышал ответ сотника: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8:8-9). Тем самым он исповедал Христа Богом, потому что в словах «Я подвластный человек», говорит о том, что Спаситель не подвластен никому. А никому неподвластен только Творец и Бог. И тем самым он Его исповедует Богом и говорит: «Ты, Господь, никому неподвластный, Ты же можешь все. Даже я, маленький человек, недостойный просить и принять Тебя, и то могу своей властью кого-то заставить что-то сделать». Господь отвечает: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф. 8:13). И тотчас исцелился слуга. Господь подтвердил, что велика вера этого человека, и по этой вере даже исцеляются люди, по вере человека, который не член Церкви.
Мы очень часто забываем о том, что Господь не нуждается ни в наших условностях, ни в нашем многословии, а нуждается только в одном – нашем послушании, в том, чтобы мы признавали Его власть как Творца и Создателя, как  сотник, который говорит: «Все в Твоей власти, все творение, и я тем более, я недостоин быть рядом с Тобой». Поэтому христиане, которые достигали каких-то высот, у Бога ничего не просили. Наверное, многие слышали о непрестанной Иисусовой молитве, которая когда-то творилась во многих местах, может быть, и сейчас где-то есть. Но человек просто читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Ничего не просит. Просит только милости, признает свое ничтожество, как сотник, преклоняется перед волей Творца, а Господь Сам знает, что человеку подать и что ему необходимо.  Мы же тем, что очень много просим, даем какие-то обещания, потом сами же в себе разочаровываемся и виним в этом Бога, свидетельствуем о том, что у нас нет никакой веры. Каждый день у нас разные желания, даже не каждый день, а каждый час, каждую минуту. «Дай мне то, нет, вот это, а лучше, еще это, да и вообще все, что можно, даже если я не вмещу и не унесу». Наше желание не слушаться, а властвовать даже над Богом всегда проявляется. Но если не послушается нас Господь, то встретится с нашей злобой и безверием, и при этом мы будем бить себя в грудь, какие мы верующие христиане.
Господь всем нам приводит в пример сотника, смиренного, послушного, чистосердечного, потому что, как сказано в Священном Писании, только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8). А он Его узрел один из всей Иудеи, со всего мира, увидел, что это Бог своим чистым сердцем, своими чистыми мыслями, в которых не было никаких желаний, хотений для себя, а было только милосердие, сострадание и любовь. Этой любовью он соединился с любовью Божественной. Потому что Господь в человека входит через любовь, через сердечную любовь соединяется с ним. Других путей никаких нет. И открывает Себя в этой любви. Велика вера не только этого сотника, но и его любовь к ближним, его чистота внутренняя, его незлобие и послушание Творцу. И оказалось, что эта чистота и любовь к ближним заменила сотнику все: знания фарисеев, первосвященников, саддукеев, все ветхозаветное учение – все заменила. Потому что суть христианского учения, как и суть ветхозаветного учения, сводится к одному, к тому, чтобы человек полюбил Бога и ближнего. А сотник именно этим и жил.
Поэтому, дорогие братья и сестры, как писал апостол Павел, «если любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1), так и мы, если будем себя бить в грудь, кичиться чем-то, но не имеем сострадания, сердечной любви к Богу и ближним, все это обман, лицемерие, игра  «ты мне, я тебе», совершенно несовместимые с тем, что мы тварь, и торгуемся со своим Творцом. Причем тварь приписывает себе какие-то достоинства, которых совсем нет ни у кого.
Слушая сегодняшний евангельский рассказ о сотнике, о его глубокой вере, сострадательности и любви, постараемся и мы понять суть христианства, то, что мы призваны к тому, чтобы слушаться и любить Бога и эту любовь распространять на ближних.
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ