Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на начало учебного года. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами отслужили молебен на начало учебного года. Для чего же Церковь призывает, чтобы человек совершенствовался, и чему учился? Мы слышали, как сказано в молитве: чтобы научиться жить праведно, в заповедях Божиих, познавать Бога, созидать в себе премудрость Божию, чтобы становиться личностью.
Что такое личность? Особенно в наше время видно, что вроде взрослый человек приходит, а личности нет никакой. Поведение совершенно непредсказуемое, непонятно, взрослый он, маленький, умный, неумный, может быть, имеет высшее образование, а не знает самых элементарных истин, не может даже себя вести. А когда появляется где-то в отдаленных местах, на него все показывают пальцем или отворачиваются, смеются и говорят: «Вот, наверное, из России», и  почти всегда угадывают.
Почему же так происходит, и к чему призывает Церковь? Потому что, вы знаете, это даже не простые люди выезжают куда-то и кажутся там смешными, а даже многие руководители довольно высокого ранга. Я был свидетелем этого, как над ними простые, но воспитанные, культурные иностранцы смеются и просто не хотят разговаривать. А когда-то у нас в Москве очень долго был посол из Китая. Когда он уезжал, то сделал прием. И на этом приеме его русские друзья, как они себя считали, спросили: «Как вы относитесь к нашей стране, к людям?» Он подумал и говорит: «Доверчивые». Но не сказал: «Глупые», чтобы не обидеть. Потом подумал и сказал: «Очень доверчивые». То есть, мы очень глупенькие, очень простоватые.
Почему же мы учимся всю жизнь в школе, потом высшее образование получаем, одно, другое, и остаемся простыми, доверчивыми, глупыми, смешными? Да потому что человек сложное существо.  С одной стороны, есть тело, которое растет, развивается, проходит какие-то этапы, периоды созревания. Вроде, взрослый человек, а есть еще внутреннее содержание этого тела.  Когда с этим большим, якобы, взрослым, человеком соприкасаются, то происходит несоответствие внутреннего и наружного.  Часто несоответствие бывает ужасным и безобразным. Почему же так происходит? Потому что личность человека – это его духовная составляющая. Это тот ум, что получает человек от Бога, который имеет духовный стержень и связь со своим Творцом. Когда человек не имеет этой связи, духовного стержня, то личности нет. Да, большое что-то, взрослое, но сказать кто это – невозможно.  
Когда после  переворота, захвата власти в 1917 году, человека освободили от власти Божией, прервали связь человека и Бога, то появился новый тип творения, который живет и  ничего не понимает в мире, созданном Творцом. Но он совершенно не знает этого Творца, не понимает, где он живет, для чего, и что с ним происходит.  Его стали учить быстро бегать, еще что-то делать, какие-то рефлексы воспитывать и так далее.  Да и животных так воспитывали и воспитывают. Есть дельфины, которые плавают, собаки-минеры и так далее. Но человек должен быть духовной личностью. Эту духовную личность без Бога невозможно создать.  Когда есть большое тело, а духа никакого, это смешно.  Это карикатура на человека. Ведь сейчас, практически, у всех так.  Но некоторые обращаются в Храм, пытаются что-то с собой сделать, но как тяжело.  
Мне приходилось общаться с академиками, учеными из нашей страны и других стран, но наши совершенно смешные люди. Может, он хорошо разбирается в физике, еще в чем-то, знает космос, экономику, ядерную физику, но совершенно не ориентируется в жизни. Совершенно не понимает жизнь и не является никакой личностью.
А Церковь называет каждого человека по имени. Почему Господь в Откровении говорит, что чьи-то имена вписаны в Книгу жизни. «И не войдет в него (Царствие Божие) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27). Кто себя сделает личностью, того имя будет вечно. Есть притча о богатом и Лазаре. Лазарь валялся в струпьях, но знал Бога, молился Ему день и ночь, и все знают, что его звали Лазарь, что он на лоне Авраама. А богач – это непонятное творение, никто не знает его имени.  Нет его в вечности.  Да, он хорошо жил, смеялся, ел, пел, гулял, все соседи знали, что он такой богач. Но для вечности он никто. Умер и пропал.  Превратился в ничто, потому что личности не было как здесь, так и там. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16:20).

А Церковь учит нас, чтобы мы своим учением, своим трудом созидали из себя личность, чтобы у нас появилось имя, которое знали бы не только здесь, на земле, но и в Царствии Божием. Знали, что эта личность потрудилась над собой, оставила что-то благое, и будет вечно пребывать с Богом.  Конечно, это тяжелый труд, это очень тяжело по сравнению с тем, чтобы жить кое-как и как-нибудь: авось, пронесет, и все там будем, а так возьмем все, что лежит плохо и попользуемся, пока есть возможность, и превратимся в безличную массу. Если эти люди говорят, что вечности нет, то они правы: для них ее нет. Это будет вечное мучение множества ничтожеств, у которых ни имени, ни рода, ничего, но которые себя здесь кем-то считали.  
Созидается личность с самого детства. Конечно же,  это труд и родителей, и самих детей, это очень тяжелый труд, но он необходим, он нужен.  У маленького человека очень слабая психика, личность, которая только зарождается или еще не родилась, ее очень легко разрушить,  сказав, что тебе это не нужно, превратишься непонятно во что, учись быть крепким, здоровым и не обращай ни на что внимания.  А Церковь как чадолюбивая Мать призывает нас к вечному блаженству, и зарождается оно здесь, в душе, когда человек познает Бога еще совсем маленьким, трудится над собой, связь с Богом все более и более укрепляет, осознает, что вот это можно, а это нельзя, что, если будешь вести себя так, то будешь всегда в блаженстве со своим Творцом. Если не будешь себя так вести, а захочешь жить, как вздумается,  то открывается пропасть перед каждым, и у всех есть выбор. Хорошо, чтобы эта учеба начиналась раньше, чтобы не успели личность растоптать, посмеяться над ней, чтобы это не было впоследствии тяжелым восстанием уничтоженного человека.
Помолимся, чтобы Господь даровал нам быть с Богом, изучать Его заповеди и стараться жить и не прерывать связи с Ним.  
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.