Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских. 2015 г.

30 июня 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

У одного Хозяина, Господина, было два сына, и когда они выросли, то младший сын попросил свою часть имения, взял то, что ему причитается, и поступил неожиданным образом. Он ушел из дома Отца, думая, что наследство, которое дал ему Отец, даст ему возможность жить безбедно всю жизнь, и что-то, может, останется потомству.  Но в обманчивом мире сначала он потратил свою часть  отцовского имения, потом стал нуждаться, проситься на работу, а затем стал питаться из свиного корыта.  И, наверное, стал отстаивать свои права на это свиное корыто, потому что у него уже больше ничего не осталось.
«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.  Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:11-32).
Господь в притче показывает нам, как человек или целое общество деградирует без Бога, уходит из дома, то есть, из Церкви, начинает жить беззаконно, или, можно сказать, по своим хотениям, желаниям, страстям, быстро утрачивает свои жизненные телесные и душевные силы. Он остается нищим и тогда начинает бороться за свои права, которые сам же растратил, и от которых уже ничего не осталось. Происходит борьба за свиное корыто.  Даже этого и то, как точно сказал Спаситель, блудному сыну недоставало. Даже за корыто нужно было побороться.  Так очень часто происходит и в обществе.
Сегодня мы вспоминаем новомучеников и исповедников Российских. Как раз притча об истории нашей страны, когда многие люди, став неверующими, безбожниками, потеряли все, потом стали бороться за какое-то светлое будущее, за свиное корыто. Получали вместо светлого будущего нищету, издевательства, но и этого многим недоставало. Жили и живут до сих пор в бараках, и светлое будущее смотрят по средствам массовой информации. Но и это не для всех доступно. Кому-то не хватает средств массовой информации, и тогда люди  попадают в мир грез, иллюзий и обмана, становятся алкоголиками, наркоманами. Эти болезни заменяют телевидение. Впадают во многие другие грехи, и им кажется, что они обрели какую-то радость и счастье, чтобы на следующий день дрожать и умирать духовно и телесно и стараться опять обрести мир иллюзий.  Но Господь сказал, что это не безвыходное положение, что у всех есть возврат в Церковь, в Дом к Отцу, у которого всего много, который может дать и радость, и счастье, не притворное и обманчивое, а вечное, благодатное и укрепляющее нашу душу и тело.  Он простит все, но многие уже просто не способны дойти до отчего дома, который оказывается так далеко. Далеко не по расстоянию, а по духовному состоянию. Человеку кажется, что его душа несовместима с Богом, и он боится вернуться назад. ____Ему кажется, что это будет трагедия, а не радость и обретение любви.
Но некоторые возвращаются, наиболее смелые, устойчивые, не забывшие Бога, но происходит странная история. Пришел младший сын, перестал бороться за права на свиное корыто и пришел к Отцу. Получил все, но, оказывается, у него был еще один брат, старший, который трудился у Отца. И когда он узнал, что Отец принял беглого сына, его брата, кстати, то он даже не захотел войти в дом. Странное поведение.  Оказывается, живя вместе с Отцом и видя, как поступает Отец, он не научился самому главному. Он не научился любви, милосердию. Он оказался жестоким и впал в другую крайность.
Это говорит о том, что общество разнородное. Одни просто впадают в страшные грехи, а другие восстают на Бога, на Творца и Создателя. Многие ходят в Храм, пребывают, якобы, вместе с Отцом, молятся Ему, но оказывается, все это притворно.  И ходят не потому, что любят своего Отца и живут с Ним не потому, что готовы чем-то пожертвовать ради Отца, своей семьи, ближних. Оказывается, ходят для того, чтобы что-то приобрести, тоже мечтают о светлом будущем в своих понятиях. Старший сын говорит: «А что же ты мне не дал даже козленка?» Оказывается, для него радость была бы повеселиться с друзьями, съесть козленка. Но Господь имеет иные блага: духовные, вечные, непреходящие, не козленка, которого съели и радость пропала. А иная радость есть у Хозяина дома, которая не кончается, которая в преизбытке, которая наполняет душу и сердце человека. Но бунтарский дух старшего сына оказался ничуть не лучше, чем у младшего. Он начал роптать на Бога, не пошел в Церковь, стал оправдывать свое поведение тем, что Господь не прав, что Он не так поступает, что Он несправедлив. И почему-то в этом мире грешники порой наслаждаются жизнью больше, чем праведники, как им кажется. Эта несправедливость бунтует против Бога, и часто люди уходят из Церкви, попадают в различные секты, в какие-то псевдорелигиозные собрания, каждый ищет того удовольствия, которое, как кажется ему, наполнит его радостью и счастьем. Но оказывается, без Бога это невозможно. Но ропот есть, человек не идет к Богу, он ушел из Храма, из Церкви, где глава Господь, пытается создать что-то свое.
И вот мы видим результат, буйство этих двух сыновей – это общество, которое обезумело и потеряло связь с Богом, ищет непонятно чего, где каждый стремится к своему. Один начинает бунтовать из-за свиного корыта, вплоть до того, что уничтожают друг друга, воюют, издеваются, проливают море крови и все по причине, что корыто маленькое, на всех не хватит. А вот этот точно не наш, прилепился здесь, но мы-то всех построим, нас останется поменьше, корыто достанется многим. Воюют, уничтожают, наговаривают, пишут доносы и кажется им, что правильно делают. А другие уходят из Храма, появляются новые церковные сообщества, как у нас обновленцы появились. Как на Украине десяток православных церквей, и все ненавидят друг друга. Так если вы с Богом, откуда у вас ненависть? Разве христианский Бог – Бог ненависти? Значит, вы служите иному богу. У нас-то Бог любви, всепрощения и милосердия.
Сегодня Господь нам рассказал в маленькой короткой притче всю трагедию человека, трагедию и внешнюю, стремление к какому-то наследству, богатству, трагедию и внутреннюю, духовную, когда человек запутывается в своих религиозных желаниях, ищет какую-то непонятную свою справедливость, восстает на Бога, и происходит разрушение общества, человека, личности. Поэтому, дорогие братья и сестры, слушая сегодня эту притчу,  и нам нужно знать, что самое главное – не уходить из Дома, в котором Господь Хозяин ни под каким предлогом, ни под каким обманом, ни под исканием чего-то лучшего. Потому что лучше, чем Господь, нет  ничего, и никто не найдет Ему замену. И бесполезны искания каких-то благ, свиного корыта или какой-то непонятной человеческой справедливости и удовольствий моральных, этических, как некоторые считают. А нужно жить с Богом, учиться любить Его, любить ближних, и тогда Господь даст нам спокойствие и мир, как нашей личности, так и нашему обществу. +
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.