Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на преставление прп. Сергия Радонежского. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы чтим память великого Угодника земли Русской преподобного Сергия, игумена Радонежского. Еще его называют игуменом земли Русской.
Почему же наша земля, да и не только наша земля, но и многие во всем мире прославляют этого удивительного Угодника? Потому что он показал образец христианского подвига, причем сделал  в простоте, в доступности для каждого человека. Мы слышим, как Церковь его прославляет и говорит, что он «в ничтоже вменил вся земная». Христианский подвиг в том и заключается, что человек постепенно меняет свои внутренние ценности. Меняет свое отношение к вещам, событиям, к самому себе, к миру, который нас окружает и, конечно же, к Богу. Это изменение происходит постепенно. Оно проходит через всю человеческую жизнь, но не может случиться вдруг и внезапно.
Преподобный Сергий родился в православной семье. Родители его были верующие и прославлены в лике святых. Это говорит о том, что они тоже проводили жизнь святую и показали ему образцы христианской жизни.
В чем же заключается внутреннее изменение и сам христианский подвиг? Человек рождается на земле и, как говорят некоторые, с самого рождения все тянет к себе. Маленький младенец и тот своими ручками тянет все к себе и в своей жизни часто прилепляется к самому себе, к тому, что его окружает, для него ценно только то, чем он может завладеть или насладиться. А христианство проповедует иные ценности. Человек верующий, может быть, живя в том же мире, внутренне меняет свое сознание. Он начинает осознавать, что главное – это не то, что вокруг него, а то, что внутри него. А еще главнее Бог. Но как к этому привыкнуть в обычной жизни? Потому что сказать это просто, но приходя в Храм, взрослые люди  начинают с того, что мне врач сказал, а я где-то слышал что-то, а у меня какая-то немощь, поставляя на первое место свое и земное.  Порой человек ходит десятками лет в Храм и никак не может изменить свое отношение к жизни.  Никак не может стать христианином. Потому что христианин тот, кто постоянно думает о Боге, о Христе, о Его Подвиге, и чтобы следовать этим же путем за Ним.  
Многие христиане начинают свой подвиг в тайне своей души. Очень часто этот подвиг продолжается всю жизнь. Как были многие императоры, цари, жили в хоромах, но носили власяницу или вериги. В своих палатах они вставали ночью и молились, показывая тем самым, что главное – это не то, где он и что его окружает, а его внутреннее состояние и отношение к Богу.  Питались они часто очень скромно, в то же время никому не показывая свой пост.
Преподобный Сергий тоже с детства видел это отношение в своей семье.  Он видел, как его родители изо дня в день, несмотря на то, что они были знатного рода, ни во что вменяли все окружающее.  Они ждали того момента, когда Господь освободит их от воспитания детей, и они пойдут вместе в монастырь, показывая тем самым, каковы их истинные ценности. Поэтому маленький ребенок, видя, какой пример показывают его родители и в беде, и в несчастье, и в радости обращаясь к Богу с молитвой или с благодарностью, старался повторять то, что делалось в его семье. Не дается ему грамота, он обращается к Богу. Хотя и тогда было много учителей, можно было нанять домашнего учителя-репетитора,  это позволяло состояние семьи преподобного Сергия. Но он обращается к Богу и молится Ему, показывая, что даже для такого маленького ребенка,  самая большая ценность, – это Бог, который заменит ему все: и учителей, и родителей, и даст ему, если это необходимо, то, что он попросит. Господь дал ему разумение. А так как Преподобный ценил только то, что возвышает человека над всем земным, то он был тихим скромным мальчиком, не участвующим ни в каких детских играх. А тогда жизнь на селе, особенно жизнь детей, была очень многообразной, было множество всяких увлечений, игр, всяких детских игрушек. Потому что тогда  все взрослые  рукодельничали. Но с самого детства на первое место он поставил Бога. Это следование за Христом определило всю его жизнь. Что бы с ним ни случалось впоследствии, он поступал так, как был научен с младенчества. Пошел в лес, в пустое место, одолевали его трудности, он молился Богу и получал помощь. Не было рядом источника воды, помолился Богу, и появился родник. Было оскудение в пище, помолился, и вдруг невесть откуда пришло несколько возов хлеба. Господь умножал хлеб и в его монастырских амбарах. Когда он вкушал гнилой хлеб, несмотря на то, что многие сказали бы, что он вреден для здоровья, то он оказывался целительным, потому что содержанием этого хлеба была молитва Преподобного и благодать Божия.
Сейчас человек очень трудно осознает свое место в мире и определяется по тем ценностям, к которым он стремится.  Но начинаться воспитание человека должно с семьи, с того, чтобы он видел, какие ценности у родителей, привыкал к этому и потом всю свою жизнь старался идти по этому пути.  Когда это отсутствует у человека с детства, то он легко попадает в различные земные трудности, для него часто непреодолимые, теряется, пропадает, становится рабом своих страстей, греховных привычек и в них погибает.  А мы прославляем преподобного Сергия, потому что он  не просто победил мир своими молитвами и духовным подвигом, а еще  помогает и сейчас побеждать свои греховные привычки многим людям. Если у нас есть какие-то трудности, то можно к нему обратиться, приложиться к его мощам и сразу почувствовать, какова сила Божественной благодати исходит от его мощей, от его останков. И могущество не только одного человека, но и нашей страны было именно в том, что величие благодати во многих подвижниках нашей земли было огромно. Эта благодать, молитвы подвижников хранили наш народ,  нашу землю пока не оскудела молитва. 
А сейчас мы ни во что вменяем Бога. Если раньше преподобный Сергий ни во что вменял земное, то для нас ничто Небесное не вменяется. Забывают родители о детях,  не показывают пример. Приходят часто родители и говорят: «Вот уехали на неделю, на месяц, а ребенок пропал, без нас развратился, к чему-то пристрастился». А как может родитель уехать от своих детей? Как может оставить их не то, что на неделю, а на час? Объясняешь человеку, что даже если бы ты уехал, но постоянно молился за своего ребенка, и даже усилил молитву, то тогда благодатная Божия помощь сохранили бы твое дитя. А ты и не уезжал и за него не молился, и уехал не молился, да и не умеешь и не хочешь, и не приучил свое чадо к молитве. Поэтому он потерян не тогда, когда вы уехали от этого дитя, а когда его родили, потому что родили, а воспитывать некому, и он оказался потерянным и ненужным. Такие дети вырастают и понимают, что они не нужны никому, уехали, не уехали, а они просто забыты и брошены. И ждем какого-то возрождения. А возрождение – это труд и бессонные ночи, это ежеминутное памятование, это жизнь с Богом и в Боге, это обращение к Нему, пребывание с Ним. Это все нужно привить и показать не только в своей жизни, но и своим детям и своей семье. Тогда неверующий муж станет верующим, и неверующая жена станет верующей, и непослушные дети станут хорошими, и не нужно будет ходить и жаловаться  на свое безделье и нежелание что-либо сделать для себя или для кого-то. Потому что всякое такое жалование – это просто рассказ о том, какие мы неверующие, нерадивые и ленивые. А подвиг настоящих родителей показывается в детях, в таких, как преподобный Сергий и другие святые подвижники.
Сегодня, молясь преподобному Сергию, дорогие братья и сестры, попросим его, чтобы он помог и нам вести жизнь христианскую, нести послушание Богу, ценить Небесное, живя в земном, но зная, что есть главное в нашей душе и в нашей жизни.
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ