Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнице. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы слышали сегодня слова Апостола о том, что кто щедро сеет, тот и щедро будет жать: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6) и Евангельский рассказ о том, как Господь повелел однажды апостолу Петру закинуть сети, и они, несмотря на то, что всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали, вытащили столько рыбы, что сети у них прорывались, и лодки оказались наполненными. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.       Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.  Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лк. 5:1-9);
Что же такое сеять и жать, и как это сочетается с тем чудесным ловом, о котором сегодня рассказывает святое Евангелие? Сеять – это, конечно же, оказание помощи ближним, то есть, проявление любви и своих добродетелей. Так как человек состоит из души и тела, то помощь бывает разная. Она может быть материальная, она может быть помощью нуждающимся в чем-то. Она может быть словами утешения, различными поучениями, наставлениями, чтобы человек жил в заповедях Божиих, старался жить по вере. Но как человек может это совершить? Потому что очень часто даже родители не могут оказать доброго своим детям и порой не только учат неправильно, но и оказывают материальную поддержку тоже неправильно. Могут своему ребенку дать денег на то, чтобы он сходил в какое-то увеселительное заведение, которое, конечно же, принесет только вред, могут еще что-то сделать. Поэтому для того, чтобы правильно сеять, оказывать милости как материальные, так и духовные, человек должен с детства копить благодать Божию и добродетели в своем сердце. Потому что, как окажешь другим милость, которой у тебя самого нет? Как же это происходит? А происходит это с самых ранних лет.
 Необходимо приучать ребенка и себя, к молитве и, самое главное, к чтению Священного Писания. Потому что Священное Писание – это разговор с Богом, и через слова Божии каждый получает и любовь Божественную, и благодатную помощь, и добродетели, и очищение, и просветление ума, и чувства покаянные, смирение. Все это человек получает через чтение Священного Писания. Поэтому христиане всегда с самого раннего детства, если человек не умел, читать, то ему читали, а как только научился, сам читал Священное Писание: Евангелие, Апостольские Послания. И читали ежедневно.  Преподобный Серафим Саровский за день прочитывал полностью Евангелие, каждый день. Несмотря на то, что к нему стекалось очень много людей, все это он успевал.  Поэтому у него была любовь сердечная ко всем. Потому что, беседуя с Богом, он получал от Него любовь, добродетели и этим делился с теми, кто к нему приходил. И христианин должен ежедневно читать Священное Писание. Раньше на Руси учились грамоте по Псалтири. Псалтирь тоже книга, необходимая для чтения и молитвы. Поэтому она употребляется ежедневно за Богослужением, прочитывается полностью в течение недели, а Великим постом два раза в течение недели и, кроме того, Псалтирь употребляется во многих Богослужебных текстах: в часах, в шестопсалмии и в других молитвах. И ни одно Таинство не совершается без чтения Священного Писания. Потому что это основа жизни человека. Почему необходима Псалтирь? Потому что она была написана в безблагодатное время. Тогда, когда человек был полностью под гнетом греха. У него не было возможности покаяться, облегчить свою душу и сердце, поэтому гнет греха был невероятным. Люди не знали, как избавиться от своих грехов и страстей, и поэтому они плакали о своих грехах, о том, чтобы исправить свою жизнь, но благодати не получали. Этот плач святых пророков, в первую очередь пророка и царя Давида о своей грешной сути выразился в словах, которые написаны в Псалтири, в Псалмах. Раньше люди тоже с самого малого возраста приучались к тому, что читали Псалтирь, учились по ней и приобретали покаянные чувства. Эти покаянные чувства проникали в сердце и душу человека. А когда человек приходил на Таинство Исповеди, то эти покаянные чувства помогали облегчать, очищать его душу.
Сейчас с малых лет прививают человеку гордыню, злобу, не добрые качества, а плохие. И что ждать от такого человека, когда он вырастет? Сумеет ли он что-либо совершить хорошее? Конечно, нет. Посеет ли он, как говорит Спаситель, что-либо доброе? Нет. Пожнет ли добро? Тоже нет. Потому что, чтобы что-то пожать, нужно учиться сеять добро и  учиться с самых ранних лет.
Церковь нам сегодня об этом напоминает. Господь сеял добро, научил своих Учеников, показал, какова сила благодати Божией. Сказал апостолу Петру, что ты, получив благодать Святого Духа, сумеешь уловить в сети веры гораздо больше людей, чем пойманных рыб, ты сумеешь щедро посеять, а пожнешь еще больше. К этому нас призывает святая Церковь. Призывает не только Апостолов, как когда-то 2000 лет назад призвал их Спаситель, но призывает каждый день и сегодня за Богослужением обращается к нам через слова Спасителя и говорит, сейте, но чтобы сеять, нужно приобрести.  Это приобретение – труд над собой. Труд, начинающийся с самого рождения и который проходит через всю нашу жизнь. Не научимся сеять здесь, на земле, ничего не пожнем в Царствии Божием.
 Поэтому постараемся, дорогие братья и сестры, откликаться на зов святой Церкви, стараться учиться любви Божественной, добродетелям, приобретать их через молитву, чтение Священного Писания, через Таинства, чтобы сеять  добро и приобрести любовь Божественную.  
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ