Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вновь сегодня мы слышали рассказ Спасителя о Сеятеле и семени. Спаситель пребывал на берегу Галилейского озера, попросил у рыбаков, чтобы они отплыли на лодке, в которой Он находился от берега, и поучал народ простыми словами, понятным языком. Но Он знал, что не все Его воспримут одинаково. Кто-то последует за Ним, кто-то будет говорить, что слова Его жестоки, и как можно их выполнить. Кто-то за Него будет страдать, кто-то поносить и распинать. Он рассказал о том, что Сеятель, под которым Он понимает Творца, Господа, вышел сеять семя, но иное упало на хорошую землю, иное на каменистую почву, в терние, на дорогу и так далее, показывая под видом земли и терниев душу человеческую.
«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;  а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;  а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!  Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?  Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.  Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;  а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;  а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;  а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;  а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:5-15).
Спаситель говорит о том, что всем без исключения, от Бога подается одинаково. Подается благое семя, которое несет в себе жизнь и приносит плод,  имеет благодать от Бога.  И виновато не семя и Сеятель, а слушающий, если не воспринимает это слово, не имеет в себе доброй земли и не приносит плод. Часто многие приходят в Храм и сетуют на то, что кто-то их не воспитал, не приучил молиться, не рассказывал, не подавал пример. А Спаситель говорит, что всем все дается одинаково. Стоят несколько человек, один услышит, а другие нет. Почему? Потому что подобный слышит подобное. Если человек живет жизнью страстей, домашних забот, самолюбия, эгоизма, то он никогда не услышит слова о милосердии, о терпении, о послушании. Он просто не поймет это слово, пропустит его мимо ушей. Он не узнает, что это такое. Но когда он услышит, что где-то что-то дают, за чем-то нужно побежать, то сразу это воспринимает и бежит, сломя голову. Это не потому, что его не научили, а потому, что он живет другой жизнью и пытается обмануть себя, окружающих, найти виноватых в том, что он неправильно живет, что его жизнь не соответствует тому, к чему призывает Господь.
Господь сказал, что нужно трудиться над собой, возделывать в своей душе благодатную почву добра, милосердия, смирения, терпения, любви. Просто так она не появляется. Он говорит о непрестанной молитве и о постоянном труде в поте лица над собой.
Еще когда человек был изгнан из Рая, Господь сказал: «В поте лица будешь возделывать землю» (Быт. 3?19). Не случайно Господь привел слова о земле.  Причем, этот пот необходим каждый день. Те, кто трудится на земле, знают, что даже при ежедневном труде все равно земля нуждается и в удобрении и всем прочем. Все хорошее вдруг куда-то девается, и постоянно лезут сорняки. Как земледелец непрестанно трудится над землей изо дня в день, с утра до вечера, так и христианину Господь заповедует трудиться над собой постоянно. Не случайно и не тогда, когда время появилось, а его может и совсем не появиться, а в поте лица и ежедневно. Творить молитву можно и мысленно, не забывать о заповедях Божиих, видеть нуждающегося, удобрять свою душу, свое сердце. И тогда услышишь и слово Божие, и семя принесет плод. Но без труда над собой никакого плода не будет. Причем человек в этом труде должен не забывать о том, что он скверный и требуется много труда, и в то же время, видеть любовь и милосердие Божие.  Не забывать, что живем на земле, но стремиться к Небу.
В Патерике рассказывается, как один человек в своей комнате на одной стене написал свои добрые дела, то, как Господь милосерден и принимает в Рай разбойника, а на другой стене написал все свои плохие дела и то наказание, которое бывает для грешников, как они мучаются, какова их участь. И когда он унывал, тогда он заходил и смотрел на милосердие Божие, читал свои добрые дела и воодушевлялся. А когда его обуревала гордыня, высокомерие, он смотрел на противоположную стену для того, чтобы себя смирить.
Человеку необходимо и то, и другое, потому что жизнь наша очень сложна. Когда-то нам нужна поддержка, а когда-то нам нужно и наказание, для того, чтобы нас остановить, вразумить.
Господь в сегодняшней притче человеку дает понять, что если он над собой не потрудится, не будет следовать заповедям Божиим, то само собой ничего не придет.  А ведь есть еще и враг рода человеческого, который или заберет это семя, потому что вдруг человеческая душа, земля оживет и семя, долго лежавшее, принесет плод. Или вместо этого семени принесет ложное семя под видом всяких сектантских ложных учений, когда человек якобы стремится к Богу, но идет совсем другим путем и не приносит никакого плода, хотя уверен, что в душе у него что-то якобы хорошее творится. То есть, диавол использует обман, человек заблуждается и тонет в этом обмане.  
Поэтому в нашей жизни необходимо непрестанное бодрствование над собой, труд и постоянная молитва, возделывание себя в поте лица, чтобы принести плод, создать свою душу, родственную Богу, чтобы в ней было терпение и смирение, милосердие и любовь. Тогда каждый из нас принесет плод и окажется рядом со своим Творцом и Создателем.  
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.