Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 23-ю по Пятидесятнице. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь напоминает нам о том, что мы созданы для вечности, в Священном Писании Спасителем  рассказывается о богаче и Лазаре. Один стремился в этой жизни к благам земным и прилепился к ним, а другой не прилеплялся к благам, а стремился быть свободным душой, близким Богу, и попал на лоно Авраама.
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.  Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.  И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.  Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31).
С одной стороны, Церковь нам говорит, что за все, что мы здесь, на земле, делаем, придется когда-то отвечать.  За все наши дела, поступки, слова – за все. Причем, это будет не столько суд Божий, сколько наш свободный выбор. Посмотрим на богача. Здесь он жил надменно, не признавая власть Божию, творил, что хотел, как он считал, не исполнял заповеди Божии. А Лазарь старался в своей жизни слушаться Бога, исполнять Его заповеди, не роптал на свою жизнь, думал о вечности, берег свою душу и сердце. И один оказался там, где такие же, как он: непослушные, гордые, злые, страстные люди, живущие по своим хотениям. А Лазарь оказался там, где послушные, милостивые, добрые, незлобные. Это зависело не от Бога, а от них, как и от каждого из нас зависит. Церковь показывает нам, что какими были они на земле, такими же остались и в вечности. Чтобы мы не думали, что мы в одно мгновение когда-то исправимся, станем другими. Был богач непослушным, горделивым, властным – так он и оказался в месте мучений. Он претерпевает ужасные муки, даже просит, чтобы кто-то омочил палец в воде и поднес к его устам.  И, тем не менее, не вразумляется, не просит прощения у Бога, милости, а остается таким же надменным, гордым, желающим повелевать всеми, недовольным, распоряжается Авраамом, пытается заставить его то одно дело сделать, то другое. И, в то же время, нет у него никакого чувства покаяния и изменения.  Все только лишь на словах, причем, с обманом. Потому что он, как иудей, знал из Священного Писания, как сказал ему Авраам от Моисея и Пророков, что будет наказание в вечности. Он это знал так же, как его братья, но не обращал на это внимания. Ему казалось, что это его не касается. Кого-то, всех накажут, но только не его. Также живут его братья. Они тоже знают, что будет вечность, и каждый заслужит то, что сделал здесь, на земле, но все равно не меняются. Богач пытается обвинить Бога в том, что они такие упертые во грехах, горделивые, непослушные, и говорит, что вот, если бы чудо совершилось, мертвый пришел. Но что такое чудо?
Когда-то в Ветхом Завете, как и сейчас христиане в Новом Завете, иудеи жили, созерцая множество чудес. Они шли по дну моря, которое расступилось, питались манной, которая находилась в ковчеге Завета, Господь посылал им перепелов, помогал завоевывать землю, Пророки совершали множество чудес.  Но что такое чудо для человека, который не живет с Богом? Это просто внешние эмоции. Это чувственность, которая не оставляет порой никакого следа. И сейчас многие пытаются найти какое-либо чудо, прикоснуться к нему, потом поохать, поахать и совершенно не меняются. Потому что чувственность скоротечна. Она не доходит до сердца, остается только на устах и больше ничего.  А вера – это совсем другое чудо. Тот же Моисей, лицо которого стало необыкновенно светлым, когда он спускался с горы, сорок дней не ел и не пил. Это была не чувственность, а огромнейший труд над собой. Он сорок дней и ночей молился и не спал. Но иудеи этого не помнили и не знали. Они только ахали и охали, когда увидели от него свет.  
Чудо не показывает подвиг, оно показывает внешность, и эта внешность быстро забывается. А когда человек потрудится над собой, как преп. Серафим Саровский, который 1000 дней и ночей стоял на камне, и на его ногах были гнойники, а он все равно стоял, этот подвиг остается в сердце человека, и Господь посылает ему, несмотря на то, что он в болезнях, гнойниках, необыкновенную радость за его труд. Это чудо никто не видит, но оно остается в вечности в душе этого человека. А можно ездить тысячу раз в Иерусалим, на Афон, и в душе ничего не произойдет, зато хорошо провести время, потом об этом рассказывать. Но у человека не будет никаких положительных перемен, а часто наоборот, появляются отрицательные. Потому что видеть места, где кто-то совершал подвиг, а самому ничего не делать, это только хуже для человека, что он прикоснулся к чужим язвам, страданиям, к подвигу, но сам ничего не сделал. Авраам говорит богачу, что много чудес было, но зачем все это внешнее, есть Моисей, Пророки, все написано, читайте и исполняйте, совершайте чудо в себе, в своей душе. А внешние чудеса, будь их миллион, не изменит ни одной человеческой души, пока человек сам себя не начнет менять. Как говорили святые, самое большое чудо – это когда человек меняется, когда исправляется грешник.  Это настоящее чудо, а не внешнее, не охание, не ахание, не чувственность, а тяжелый труд над собой. Этот труд и совершил в струпьях,  болезнях, живя у ворот богача, праведный Лазарь. Это было настоящее чудо, но богач проходил мимо него и не видел этого чуда так же, как и его братья, по своему ожесточению. И такое же ожесточение у него осталось и в вечности. Даже Господь рассказывает, приводя этот пример, и говорит словами богача, и в этих словах не чувствуется ни покаяния, ни исправления, а лишь одна гордость и недовольство и под видом помощи своим братьям обвинение Богу: «Что же Ты не сделал такого чуда, чтобы мы исправились!» А чудо лежало возле его ворот со смирением, с радостью, ни в чем его не обвиняя, питаясь крохами и живя в послушании Богу, не имея, где главы преклонить.
Праведный Лазарь, каким он был на земле, смиренным, послушным, такой же он и в вечности: послушный, рядом с Богом. И это вечное чудо человеческого подвига. В вечность переходит или наш подвиг ради Бога или противление Ему, и мы сами выбираем свой путь, и не надо никого обвинять в том, что мы не такие и попадем не туда. Потому что это наш выбор, и никто и ничто нас не вразумит, если мы сами не заставим себя послушанию, любви  и милосердию.
Сегодня, слушая Священное Писание, дорогие братья и сестры, постараемся совершить это чудо в своей душе, чтобы оказаться рядом с праведным Лазарем, а не с жестоким, упрямым и властным богачом.
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.