Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Священное Писание сегодня опять показывает, какие все люди бывают лукавые, непослушные и часто занимаются самооправданием.
Однажды к Спасителю подошел законник и задал вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25).  Конечно же, как и все мы, так и этот законник, искал самый легкий путь в Царствие Божие. Это он подтверждает своими словами, потому что он знает, так как он учитель, законник, как и что делать, чтобы достичь Царствия Божия. Но в каждом из нас кроется желание как-то обойти трудности, не бороться с собой, со своими проблемами, страстями, а как-то пробраться в Царствие Божие не через дверь, а может, через окно, через форточку, но найти легкий путь. С таким вопросом практически  каждый из нас обращается.  Сейчас нет Спасителя, приходят в Храм, обращаются к батюшке: «А как мне полегче с моей болячечкой, ничего не делая, заползти в Царствие Божие?» И начинают выдумывать и придумывать: «Да уж ладно, а еще у тебя болячечка есть? Ну, две, видишь как. Совсем тебе ничего делать не надо. Эти твои болячечки все заменят, и ты попадешь как-нибудь». Человек живет с этим обманом, потому что не читает Священное Писание. А был такой человек, и не простой, а законник, который много знал, а задал этот вопрос от всех нас, и Спаситель на него ответил. Но мы как-то читаем и не осознаем, что это наш вопрос, ежедневный, ежечасный, что это мы ищем такую чащу, где пролезть нельзя, но языком можно все сделать. И заменяют наш труд, наш подвиг ради Бога, всякие  непонятные, придуманные  дела и несуществующие болезни.
Спаситель, зная, что законник в совершенстве изучил Священное Писание, этот вопрос адресует ему: «В законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10:26). И, оказывается, он знает ответ на этот вопрос, и вопрос его  лукавый. Он говорит, что нужно возлюбить Бога и ближнего. «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). 
  Этот ответ показывает, что он думающий человек, потому что такого в Священном Писании, в Ветхом Завете не было. Но если знать его полностью, то как раз он в этих словах и заключается. Это не цитата из Ветхого Завета, а духовная суть всего Ветхого Завета. И бесполезно искать слова законника в Ветхом Завете, их нет, но суть всего Ветхого Завета именно такая.  И Господь ему подтверждает, что он прав, говорит: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28). Это ответ всем, не желающим жить по Евангелию. Тогда законник задает еще один лукавый вопрос, потому что даже если нам батюшка говорит правильно, то мы сразу же придумываем еще множество вопросов, пытаясь запутать и себя, и батюшку. Он говорит: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29). Понятно, если бы этот вопрос задал человек иной веры, который не читал Библию или просто иудей, но неграмотный, не читающий. Но когда законник задает такой вопрос, это, конечно же, лукавство.
Библия начинается с того, что рассказывается о том, как ____Господь сотворил первых двух людей. Если все люди произошли от одной человеческой пары, и сейчас наука это уже доказала, то что значит ближний, когда все родственники? Зачем задавать такой вопрос, ты же знаешь, что вокруг тебя ходят люди не просто ближние, а твои сродники по плоти и крови. Точно такой же вопрос задавал, отвечая на вопрос Божий Каин, когда убил Авеля. «Разве я сторож брату своему?» (Быт. 4:9). Он знал, кто его брат, но он не хотел его признать ни братом, никем. И сказал, что он не знает Авеля, и кто это такой, и куда он делся. Также и вопрос законника похож на ответ Каина. Он знает, что все вокруг него сродники и братья и говорит: «А где же они, мои ближние, мои родственники? Я никого не вижу и не знаю». Лукавство.
Господь рассказывает прекрасную притчу о том, как некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, попал в разбойники, его жестоко избили. Проходили мимо священник и левит, которые не обратили на своего родственника никакого внимания. Подошел самарянин, у которого было доброе чуткое сердце, и оказал милость этому человеку.  Оказал все необходимое, что нужно попавшему в разбойники.
«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.         По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.  Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.  Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.  Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:30-37). 
Господь всех соединяет Своей любовью, а диавол разделяет. Поэтому, когда мы удаляемся от Бога, от бесконечного океана любви, который распространяется сначала на Ангельский мир, а потом на людей, то мы лишаемся ума, чувств, не видим и не понимаем, где мы живем и с кем общаемся. У нас появляется необыкновенная злоба вместо любви, поэтому апостол Иоанн Богослов пишет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Всякий, не любящий брата своего, то есть, не любящий людей,  потому что все люди братья. Если человек не любит ближнего, какой бы он не был, значит, он не придет к нему на помощь, не желает ему добра, не поможет в трудную минуту, он делает все, чтобы этого человека просто не существовало.  Если мы не имеем любви, то надо искать причину в себе, потому что это мы удалились от Бога, забыли, что все мы братья. Апостол Иоанн Богослов говорит четко и ясно, как различить то, что от Бога и то, что не от Него, что всякий, любящий брата, пребывает в Боге. «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10). Он определяет сразу всю идеологию человечества. Он говорит каждому., что если появилось какое-то учение, мировоззрение или идеология, которая не учит любви ко всем, а разделяет людей по национальности, по вере, по социальной принадлежности, по имуществу и прочему, сеет рознь и ненависть, то это идеология не от Бога. Очень просто нам определить по словам апостола Иоанна Богослова, а кто же от Бога? Если мы не увидим в какой-то идеологии или религии, что призывается к всеобщей любви, к самопожертвованию, то, значит, это не от Бога. Когда кого-то оскорбляют, говорят, что таким-то жить нельзя, когда запрещают делать что-то хорошее, то ясно, что это не Божественное учение.  Если мы посмотрим и сегодня, и тысячу лет назад, и сколько их не будет, то единственное существует на земле мировоззрение и вера, которое призывает всех любить и жертвовать собой – это христианство, Православие.
Много раз Россия воевала со многими, часто очень с Турцией. Был такой случай в XIX веке в  войне 1877 г. Турки пошли в атаку, русские солдаты стали стрелять, и очень много турок, особенно раненых, убитых,  оказалось между окопами русских воинов и турецких.  Турки не забирали своих собратьев, они боялись, что русские могут по ним стрелять, хотя обычно в таких случаях русские воины никогда не стреляли.  Но, тем не менее, они не забирали своих раненых. Эту ситуацию видела одна русская женщина, санитарка, сестра. Она сказала: «Как же так? Это такие же люди, у них, может быть, дети голодные, их заставили воевать, они не виноваты». Вскочила и побежала. Турки стали по ней стрелять, но она, не боясь, подбежала к первому турецкому воину и стала ему помогать. Когда турки это увидели, они прекратили огонь. И так многих раненых турок спасли русские воины. А те плакали и благодарили.
Но чтобы иметь любовь, а любовь распространяется на всех, нужно знать истинного Бога. Иудеи тоже жили когда-то в закрытом националистическом государстве, считали себя выше, умнее, лучше других. Но пришел Спаситель, пролил кровь за всех, не только за них, но за все человечество, за все Свое творение, за всех Своих детей, и простые рыбаки пошли проповедовать в чужие страны, к тем людям, которых презирали и презирают иудеи: кто-то в Индию, кто-то в Европу, кто-то к жестоким скифам, кто-то в Африку, Персию и так далее, и отдавали свою жизнь за язычников, за неверующих, за тех, кто хотел их мучить, но они признавали их своими братьями и детьми Божиими. Это истинная вера в Бога.  
Священное Писание в лице Самого Спасителя показывает нам, что мы все братья и сестры, что не должно быть между нами никакой вражды или разделения. Но это будет только в том случае, если мы будем жить в Боге и вместе с Ним, в Его необыкновенной Божественной любви. К сожалению, это может сбыться только в ином Царстве, в Небесном, где будут те, кто достоин Божественной любви и старались по ней жить и поступать.
Сегодня, слушая слова Спасителя, дорогие братья и сестры,  и мы постараемся не задавать себе и другим глупых вопросов, искать врагов и ближних, а знать, что все мы дети единого Бога, Священное Писание говорит об этом с первых страниц, и наука это доказала. А те, кто нас разделяет, это наши враги и враги Божии, и не надо принимать никакого учения и идеологию, которые стравливают и натравливают одних на других. Потому что у нас общий Отец и Создатель, который желает всем спастись и пребывать вместе с Ним.
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?