Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице. 2015 г.

31 декабря 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель рассказывает нам всем о нашем внутреннем духовном состоянии на простых человеческих примерах. Он говорит о том, что у одного богатого человека Господь вырастил урожай, а тот сказал в своей душе: «Ешь, пей, веселись на долгие годы» (Лк. 12:19). Но Господь сказал: «Ты безумец, в эту ночь душу твою возьмут, и кому достанется все, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). И так будет с каждым. Это уже нам конкретно Господь говорит, кто в себя собирает, а не в Бога богатеет.
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).
У человека, лишенного общения с Богом,  появляется внутренняя пустота.  Эту пустоту он стремится чем-то заполнить. Ищет то, что он видит, к чему пристрастился, старается собрать что-то внешнее, которое очень часто быстро исчезает, и человек, собирая это, конечно, сначала лишается очень многого внутреннего. Очень часто лишается совести, пропадает любовь, исчезают добродетели. Поэтому «богатство внутрь себя», как сказал Господь, это не богатство, а духовное обнищание, когда человек теряет внутреннюю красоту, общение с Богом, становится пустым, некрасивым, духовно низким, часто противным самому себе. Ему кажется, что внешнее может все заменить, создать ему авторитет, уважение, возвысить над кем-то, а он будет тем богачом, который всех будет презирать, как богач в притче о богаче и Лазаре.
Но человеческую душу ничем нельзя насытить, кроме Божественной благодати. В человеческую душу, как в черную дыру, как в пропасть уходит все, что человек может на земле приобрести. Ему хочется большего, он думает, что приобретет одно, и будет доволен и счастлив. Потом оказывается, что нет, это обман. Стремится еще к чему-то и так собирает и собирает, пытаясь насытить свою бездуховную душу, и ничего не получается. Так же, как и богач жил: ел, пил, веселился. Как может душа есть? Как она может пить? Отчего она веселится? Поэтому человек начинает лишаться самого главного. Он начинает лишаться разума. Его ум уже совершенно не умный. Он мыслит слишком по земному, упрощенно, не понимает смысла жизни и бытия своего, становится безумным, как говорит Господь. И в этом безумстве очень часто погибает, пытаясь, как он считает, насытить свою душу, он ее теряет. Бывает так, что человек теряет свое богатство. Но это может его вразумить задуматься о правильности своей жизни, и иногда это идет человеку на пользу.  Но обычно происходит другой процесс, когда от богатства забирают собственника, человека. Так происходит очень часто. Когда безумец доживает до того дня, который часто бывает очень неожиданным, и его богатство лишается его самого. Это уже трагедия для личности, бездуховной, слабой, немощной, истратившей все свое внутреннее достояние, полученное от Бога, на собирание чего-то ненужного, мелкого, чего вскоре все равно лишишься. Эта обнищавшая духовно душа,  не имея с собой абсолютно ничего, попадает в руки Божии, и кончается для человека временная скорбь и бездуховность вечной пустотой и страданиями.
Поэтому Церковь в лице Самого Спасителя останавливает нас от этого пути – пути безумства, бездуховности, духовного обнищания, стремления непонятно к чему, к иллюзорным богатствам, к каким-то богатствам мира сего, которые душе совершенно не нужны, и, тем более, в вечности.  И при этом личность теряет все свои благие качества и становится слабой, немощной, некрасивой. Это пытаются скрыть каким-то внешним великолепием. Поэтому так развивается мода, парфюмерия, косметика и все прочее. Пожалуйста, вместо Бога, вместо радости духовной  — краски, обман, прячьте свою духовную пустоту.
А нам нужно, дорогие братья и сестры, собирать в свою душу добродетели, знать, что все, что у нас есть, послано Богом временно, что у нас иные ценности  непреходящие, вечные. Именно к ним нужно стремиться и размышлять как праведный Иов: «Господь дал, Господь и взял» (Иов. 1:21). И в богатстве славить Бога, и в нищете Его проставлять, и когда здоровье есть, и когда его нет, потому что мы идем по жизненной дороге, на ней невозможно остановиться, хотя многие пытаются это сделать, и она быстро кончается.  
Постараемся помнить об этом и просить, чтобы Господь не лишил нас разума, а мы стремились к Нему, осознавали свое место, знали, что есть ценности временные и вечные и старались богатеть в Бога, а не в себя.   
Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

сайт: Православная Церковь Молдовы — Кишиневско-Молдавская Митрополия (mitropolia.md)

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?