Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о Страшном Суде. 2015 г.

30 июня 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Перед нами открывается время Великого поста. Каждый год мы начинаем пост, он у нас проходит, многие даже не понимают сущность поста. Во время  поста можно подумать о чем-то, и погода подсказывает, а потом Пасха, само собой, солнышко светит, тепло. Но какова же сущность поста, если не брать внешность?
Потому что, вообще-то, пост, да и вообще, христианская жизнь – это тайна души каждого человека. Пост дается каждой отдельной личности, и каждая личность решает, что же для нее пост, зачем он нужен, что это такое? Церковь, конечно, нам подсказывает тем, что подготавливает к времени поста, показывает нам пример Закхея, влезшего на дерево, старого человека, но который сумел стать из коррупционера, как сейчас говорят, сребролюбивого, жадного и  гордого, милостивым и добрым человеком.  Показывает нам примером сыновей Отца, которые бунтуют, не понимают любви Отчей, что один, что другой. Показывает нам примеры мытаря и фарисея, показывая, в чем красота человеческой души. Не во внешнем,  а в чем-то другом. Эта красота приближает к Богу.  Наконец, сегодня показывает человеку, для чего он создан, что он потерял. Что, вообще-то, человек – житель Рая, а потерял все. Потерял себя как личность, лишившись Рая. Потерял Бога, разум, силы, ум – все потерял. И теперь старается кому-то что-то доказать, что он не самый плохой. И находит такие способы, которые ужасают его и окружающих.
А для чего же нам пост? Для того, чтобы нас, нашу личность возродить. Для того, чтобы мы опять вернулись к Богу. Для того, чтобы мы жили не временно, а вечно. Много можно об этом говорить, но сущность одна и простая.  Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжать дух мира». А чтобы стяжать дух мира, нужно знать, а почему же он у нас разрушен. Потому что мы живем в мире скорбном, печальном, греховном, и, как говорит Апостол, в нас господствует «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан. 2:16).
 Церковь нам предлагает для борьбы с этим пост, молитву и добрые дела милосердия. Что самое интересное,  из этих трех ничего нельзя выкинуть. Потому что не получится совершенно ничего. Потому что без поста плоть мы не сможем утихомирить, не сделаем ее послушной, смиренной. Без молитвы мы не сумеем бороться со своими страстями и без милосердия со своей гордостью житейской. Сейчас очень часто многие стараются противопоставить эти три добродетели, но они триедины и необходимы все вместе. Если одну убрать, то остальных просто не будет.  Нет смысла в посте без послушания Богу, без смирения себя, без обращения к Нему, без покаяния, без молитвы. Нет смысла никакого часто и в молитве, как говорит нам Церковь на примере фарисея, если в нас гордыня, если в нас буйствуют страсти. Нет смысла даже в добрых делах, о которых говорил фарисей. Поэтому Церковь нам и предлагает, и каждый должен для себя избрать эту триединую меру для того, чтобы исправить себя, оторваться от земной суеты, чтобы подумать о том, что душа без Бога мечется и плачет. Мир в душе начинается с того момента, когда душа обретет своего Отца и Творца. А Господь недостижим, если нет Ему послушания, милосердия и любви. Конечно, сейчас у нас есть  еще одно такое заблуждение, что мы хотим исправить весь мир.  Это диавольское наваждение, он тоже всех исправляет, весь мир подчиняет себе. Нет, запомните, все это нужно конкретной личности: мне, этому человеку, другому, но не для того, чтобы другим тыкать и говорить, что ты не прав, ты что-то не так делаешь.  Потому что это дано для того, чтобы исправить себя. Мир исправить невозможно никому, даже Богу.  Поэтому этот мир, как сказано в Священном Писании будет предан огню. «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:7). Потому что его нельзя уже исправить.  Грех не исправляется, а уничтожается, так как на Кресте Господь уничтожил рукописание наших грехов. Не спрятал куда-то, не стер, а уничтожил. 
Поэтому цель нашей жизни не в том, чтобы кому-то показать, как правильно жить, а чтобы самому найти этот путь, обрести дорогу к Богу и обрести в Нем мир.  Церковь нам показывает пути, дорожки каждому конкретному человеку: ты личность – это есть весь мир, эта личность, маленький мир должен исправиться.  Тогда, как говорит преподобный Серафим: «Вокруг тебя тысячи исправятся, видя, как ты идешь к Богу, и что с тобой происходит».
Поэтому, если у нас нет мира, значит, мы не желаем себе добра. Значит, мы самые большие враги себе, и не надо искать никого, кто нам мешает. Никто нам не мешает, просто у нас нет желания, решимости, как говорит преподобный Серафим, твердо идти по пути, указанному Церковью, по пути поста, молитвы и добродетели.  Чего-то у нас все время не хватает.  Какие-то препятствия, то болячка, то еще что-то, нежелание, а конкретно это и не болячки, и никто не мешает. А душа у нас не желает прийти в тот Рай, который потеряла. И желания у нас нет.  А придумать можно все, что угодно.  Сейчас послушаешь иногда радио, что только не придумают! Есть миллион причин, что можно так и наоборот. Но ведь это для души человека нужно, какие тут причины. Это  тайна между каждым человеком и Богом. И никто не может прожить жизнь за конкретного человека и изменить кого-то, если человек этого не хочет. 
Поэтому Церковь нам предлагает, но не навязывает, не настаивает. В том-то и дело, что мы должны сами понять, признать и пожелать себе добра. Но уж если мы себе не можем пожелать добра, то тогда вообще от нас добра пускай никто не ждет. Это так и есть. Посмотрим, что нас окружает без Бога, что творится, сколько люди учатся, представляют себя учеными, степени какие-то придумывают, бумажки красивые всякие подписывают с печатями – и что, какой результат? Разруха, злоба, ненависть и ужас. Выйти из этого можно только тем путем, который указывает нам святая Церковь.
Сегодня, вступая во время Великого поста, дорогие братья и сестры, сами подумаем о себе, о своей душе. Ведь это время проходит, мы его теряем безвозвратно, и не будем себе врагами, чтобы не оказаться потом изверженными вон.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?