Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю Великого поста. память свт. Григория Паламы. 2015 г.

30 июня 2015

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На второй седмице Великого поста в воскресенье Церковь отмечает память святителя Григория Паламы. Чем же прославился этот святой, почему он удостоился, чтобы одно из воскресений Великого поста было посвящено его памяти? Мы, люди, привыкшие ко всему обыденному, к миру, в котором живем, и поэтому очень часто нас удивляет Священное Писание, слова Спасителя, которые нам очень часто непонятны. Вроде бы, простые слова, а понять практически невозможно, особенно человеку, который не живет вместе со Христом. Удивляют поучения Апостольские, поучения святых отцов.
Святитель Григорий Палама родился в благочестивой верующей семье. Его родители любили непрестанную молитву, несмотря на то, что они жили в светском обществе, находились при дворе, занимались множеством земных вопросов. Но в семье у них была постоянная молитва. В этой молитве зачинался будущий святитель, рождался и воспитывался. Поэтому, естественно, что, будучи совсем маленьким отроком четырнадцати лет, он пошел на святую гору Афон и здесь в двадцать лет он принял монашеский постриг. Впоследствии был игуменом в одном из Афонских монастырей, а потом архиепископом города Фессалоники.
Человеку непонятны не только слова святых, подвижников, но даже жизнь этих людей. Поэтому очень часто, когда человек оказывается среди подвижников, он не понимает их жизни. Почему они так делают, а не иначе? Почему они занимаются чем-то совсем непонятным? И вот, во времена, когда святитель Григорий Палама жил на Афоне, пришел туда один монах из католической западной церкви, впоследствии ставший кардиналом, стал смотреть на монахов-подвижников, и все ему было непонятно. Непонятна была их жизнь, непонятна была непрестанная Иисусова молитва, непонятно было их поведение, и он стал над ними насмехаться, как это обычно бывает у невежественных и плохо воспитанных людей, но которые хотят показать свое превосходство и считают, что это можно ничем иначе, как хамством и насмешкой, бескультурьем. Он стал высмеивать духовный подвиг монашеской братии и обвинил их в ереси. А очень часто бывает, что на простые вопросы сложно ответить. Зачем человек делает что-то, зачем он молится, что происходит в это время. Потому что это тайна жизни с Богом, которая недостижима для человеческого ума. Человеку трудно объяснить, что такое молитва, если он  сам не умеет молиться. Ему очень тяжело объяснить, каковы плоды этой молитвы, если он никогда этих плодов не чувствовал и не воспринимал. Потому что плоды появляются от каких-то трудов, а не от того, что мы подумали, ничего не делали, и что-то у нас появится. И тогда святитель Григорий Палама открыл величайшую тайну, которая, конечно, была известна подвижникам, Апостолам. Но тайна, которая была среди христиан-подвижников, и, как говорил Спаситель, они не разбрасывали бисер перед свиньями, а хранили эту тайну, берегли, знали о том, что человека несведущего ничем не удивишь, он ничего не поймет. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).
Но однако пришлось святителю Григорию обстоятельно рассказать и доказать, что мир иной существует совершенно по другим законам, которые мы понять не можем, не можем пересказать, но есть Бог, и Он вселяется в человека. В греховном мире найти Бога невозможно, потому что, куда ни обратись, везде грех, грех во всем. Все творение Божие обезображено грехом. Единственное место, где может поселиться Господь, это чистое сердце. И монахи, многие подвижники, да и христиане трудятся день и ночь всю  свою жизнь, чтобы очистить свое сердце, и в этом сердце поселился Господь.  Как, когда казнили священномученика Игнатия Богоносца, разрубили его сердце, и там было золотыми буквами написано «Иисус Христос». Для доказательства всем, что в его сердце, его душе, жил Бог. Но как можно было рассказать Игнатию Богоносцу, что это такое. Варвары вынуждены были усечь его мечом, разорвать плоть, достать сердце, увидели слова, написанные там, и все равно ничего не поняли.
Перед святителем Григорием стоял очень трудный вопрос: показать и доказать, как же Господь вселяется в человека, что происходит и для чего необходим подвиг поста, молитвы. И тогда он вынужден был, конечно, не отражая полностью понятия, внести в Богословие новую терминологию. Он назвал Бога Божественными энергиями. Потому что Бога определить невозможно никак, но чтобы хоть как-то человек понимал, он внес эти слова и показал, доказал, что Господь Своими Божественными энергиями вселяется в человеческую душу и сердце, и человек это ощущает, об этом знает, но не может рассказать.  Потому что рассказать об этом невозможно. Невозможно рассказать о том, что человек не видел, не знает и не ощущал. Но он показал, что этот процесс, на самом деле, происходит с человеком. Происходит преображение человека Богом, Его Божественными энергиями. Эти Божественные энергии становятся основой жизни человека. Вообще-то до грехопадения Божественные энергии или Бог и были основой всего сотворенного. Но после грехопадения грех, во-первых, ослепил человека, наш ум, и мы теперь не видим, не ощущаем Божественные энергии, а во-вторых, они не стали быть для нас ощутимы в окружающем мире, потому что стал ощутим для нас грех и его последствия. А вообще-то, человек жил в Раю и был предназначен для того, чтобы жить в Божественных энергиях с Богом, чтобы Господь все больше и больше преображал человека, питал его, заменял ему все и вся. Мы понять этого не можем. Даже самое простое мы понять не можем. Как мы будем, допустим, питаться? Неужели мы будем дышать, и вокруг нас будет та же самая атмосфера? Неужели такое множество продуктов питания и всего прочего? Конечно, нет. Для нас и атмосфера будет не нужна, как когда-то она была не нужна для первых созданных людей. Конечно, и питание будет совсем другое. Конечно, и источник жизни для нас будет другой.  Как это будет, мы не знаем, но подвижники, в сердцах и душах которых поселялся Господь, чувствовали и теплоту, поэтому у них отпадала потребность в одежде, чувствовали и насыщение плотское и духовное, чувствовали замену всему в Божественных энергиях. Святитель Григорий Палама только чуть-чуть приоткрыл тайну жизни будущей и, в то же время, показал, что она реальна, что это не сказки, что это истинная жизнь, и это происходило со многими и многими тысячами и миллионами последователей Спасителя.
Церковь нам предлагает в лице святителя Григория Паламы, чтобы и мы старались обрести Христа, очистив свое сердце, чтобы Он Своими Божественными энергиями или Своей благодатью, а, можно сказать, Сам вселился в наши сердца и души, чтобы мы имели потребность в Нем больше, чем в пище и питии и даже в воздухе. Тогда у человека начинается другая жизнь. Когда подвижники на Афоне с каждым вздохом произносили Имя Спасителя, молились Ему, призывали Его, Он заменял им и дыхание, и пищу, и питие. Нам это не понять. Мы не сможем это понять, пока сами не пройдем этот путь. Но Церковь предлагает нам то высшее, к чему мы должны стремиться. Что может быть для нас сейчас недостижимо, но к чему нужно идти и видеть в этом цель своей жизни.  Она ставит перед нами такую цель, чтобы и мы смотрели на огонек, который светит нам, шли к нему, прокладывали свой индивидуальный  путь. Потому что путь к Богу всегда индивидуальный. Он не бывает массовым, потому что личность каждый создает свою сам.
Помолимся святителю Григорию Паламе, чтобы он нам помог прийти к той цели, к которой он пришел, и призывает всех последователей Христа.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.