Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю пред Богоявлением. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь нас готовит к празднику Богоявления Господня, и мы слышали о том, как выходил на проповедь Иоанн Предтеча  и говорил, чтобы люди сделали стези свои  прямыми перед Богом.

«Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.  И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:2-8).

Иоанн Предтеча удивительный человек во всех отношениях. Когда мы живем в обществе человеческом, желаем мы того или не нет, все равно мы воспринимаем от этого общества многие стереотипы, приспосабливаемся к жизни, потому что по-другому мы не можем, стараемся не быть белыми воронами, а такими же как все, незаметными. А Иоанн Предтеча никогда не жил в человеческом обществе. С младенчества он жил в пустыне и был предоставлен Богу. На него не оказали влияния никакие общественные, политические и другие события. На него не влияло никак человеческое общество. Он смотрел на все окружающее совсем другими глазами. Он смотрел на людей не изнутри, не из общества, а извне, снаружи. Поэтому он говорил совсем не так, как другие проповедники, книжники, которые все Священное Писание трансформировали под общественное сознание и старались приспособиться не к Богу, а к людям. Поэтому они хитрили, обманывали, выдумывали разные несуществующие правила и так далее, и Господь потом обличал их, говорил, что они нарушают заповеди Божии в угоду своим постановлениям.

Иоанн Предтеча был чужд всего человеческого, он вел независимую жизнь, он не зависел от человеческого общества, а  только от Бога и оценивал поступки людей с духовной стороны, а не  с человеческой хитрости и приспособленчества. Он видел, как страсти владеют людьми, как человек может и гордиться, и превозноситься, и радоваться, хитрить, обманывать. Потом на него нападает уныние, ропот, порой его тяготит даже человеческая жизнь. Поэтому жизнь человеческая похожа на холмы, на горы и места, которые углубляются в землю, в низины. Он говорит: «Выпрямьте свои пути к Богу, не будьте сегодня хорошими, завтра плохими, когда у вас настроение меняется каждую минуту, секунду. Сегодня вы говорите «за», а завтра будете говорить «против», сегодня вы любите, завтра будете ненавидеть. А будьте всегда одинаковыми». «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Лк.3:4).

В чем же заключается прямой путь к Богу? Иоанн Предтеча простым языком рассказывал это людям. Он обращался к воинам. А воин имел оружие, которое часто употреблял в ущерб своим ближним, иногда для того, чтобы не защищать слабых, женщин, детей, не для того, чтобы охранять государство, а иногда для своего прибытка. И он не говорит воину уйти со службы или как-то приспособиться, как а просто сказал защищать слабых, ближних, женщин, детей и довольствоваться своим жалованием. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:15).

Приходили к нему и государственные чиновники, мытари, которые собирали налоги, очень часто тоже с обманом, используя свое положение, то есть, совершая преступление. Им он говорил, чтобы они не старались уйти от исполнения своих обязанностей, а  не брали лишнего, не присваивали себе ничего, были честными и порядочными на том месте, на котором находились. «Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?         Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам» (Лк. 3:12-13). Потому что, если человек лукав, то куда бы он не ушел: сегодня он государственный чиновник, завтра будет простым охранником, все равно он будет искать, как украсть какую-нибудь семечку, железку, какой-нибудь гвоздик с собой унести. Поэтому он говорил, что не надо уходить, искать, бежать от себя, потому что не убежите, а меняйтесь внутренне, исполняйте заповеди Божии. Приходили к нему законники, фарисеи, и тех он обличал и говорил, чтобы они тоже исполняли заповеди и не накладывали на других излишнего. «Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11:46).              Есть заповеди – исполняйте их честно, порядочно, будьте, во-первых, добрыми, порядочными людьми. Не надо говорить о том, что ты какой-то особенный человек, избранник Божий или еще что-то, а просто будьте людьми, не нарушайте заповеди Божии, будьте честными, добрыми, чтобы никто не страшился вас, а чтобы вам было вместе жить приятно, и душа всегда радовалась.

Этот призыв Иоанна Предтечи и сейчас актуален. Очень часто мы приходим в разные места, живем своей жизнью, пытаемся обхитрить Бога и всех: «А как мне обхитрить так, чтобы не поститься, не молиться, заповеди не исполнять, но быть самым хорошим?» И ходят, ищут людей, которые имеют те же мысли. А чем отличается священник? И он хочет ничего не делать, не поститься, не молиться и быть первым, находит себе подобных и радуется: вот это правильный человек, это мое отражение, мое зеркало. Нужно думать о том, как угодить Богу, и не стараться кого-то обмануть, влезть выше всех, потому что завтра окажешься ниже всех, а идти прямым путем к Богу. Святые всегда говорили, что самая высшая добродетель – это добродетель рассуждения, чтобы человек имел смиренномудрие, правильно рассуждал и исполнял заповеди Божии, не ища никаких хитростей, лазеек и всего прочего.

Церковь постоянно нам повторяет и поучает нас, чтобы мы стремились быть честными, порядочными и не лгали ни Богу, ни себе, ни ближним.

Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

сайт: Православная Церковь Молдовы — Кишиневско-Молдавская Митрополия (mitropolia.md)

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?