Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. Память свт. Николая, архиепископа Мирликийского. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сегодня мы отмечаем день великого угодника Божия святителя Николая. Почему же его так чтут в народе?

Апостол Павел писал о себе «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). Так можно сказать и о святителе Николае, с самых детских лет жил не он, а жил в нем Христос, и ради Христа он жил. Все в городе знали, что первым приходит в Храм именно святитель Николай, тогда еще юноша. Ему не сиделось дома, его дом был в Храме с Богом. Поэтому он первым приходил в Храм и последним уходил. Ему было так хорошо жить с Богом, что он не стремился ни к чем. Он даже не стремился к власти церковной. Когда по указанию Святого Духа он был избран епископом Мир Ликийских, то он пытался убежать. Его поймали. Потому что он не стремился ни к чему лучшему. Все, что ему было необходимо, он имел.  Зачем ему еще, кроме Бога, что-то: чины, почитания?

Но человеческое здесь, на земле, никак нельзя отменить, не отменишь, пришлось ему смириться. Поменялся ли он, став епископом? Совершенно не поменялся. Это говорит о том, что он не считал, что власть нужна ему, чтобы пользоваться ею, приобретать какие-то лишние блага, уважение и все прочее. Ничего этого ему не было нужно. Поэтому он и не поменялся.
Для нас, людей грешных, во-первых, это непонятно, а во-вторых, мы таких людей не встречали. Даже пословица есть: «Дай человеку власть, и узнаешь, что у него внутри». Прикидывается смиренным, а оказывается волком. Часто власть меняет человека до неузнаваемости. Это говорит о том, что внутренние болезни у всех людей выше их духовных совершенств.
А у святителя Николая было наоборот: его духовные совершенства были выше страстей, грехов, стремлений. Он остался таким же, как и был: служил Богу, помогал ближним. Его посадили в тюрьму, где он пребывал 12 лет, и там он служил Божественную Литургию, помогал христианам, которые во время гонения также пребывали в тюрьме, ободрял их и просил Бога только об одном, чтобы Он его взял к себе. Опять же, он показывает, что ничто земное его не привязывает, ни к чему он не стремится. Это человек, который жил, вроде бы, на земле, но не как человек, а как Ангел. 12 лет он просил, чтобы Господь сподобил его быть мучеником ради Него. Он не боялся этих мучений, потому что уже жил как настоящий мученик и не боялся никаких препятствий, которые отделяют его от Бога. Но Господь судил иначе.

Он вышел из тюрьмы и сразу же увидел, что христиане, которые якобы обрели свободу, закабаляются духами злобы. Появляются многочисленные ереси. Он узнал об одной ереси, которая исходила от священника из Африки, из Ливии, стал с ней бороться, убеждать людей, чтобы те не слушались этой ереси. И в его епархии она прекратилась. Он увидел, как люди погибают в своем безумии, поклоняясь идолам, и поэтому без всякого приглашения пошел, в идольские капища. Здесь он стал петь христианские песнопения, бесы убежали из капища. Он разрушил идолов и на этом месте построил Храм, в котором впоследствии был погребен.

Затем он узнал, что у него в епархии есть еще одна ересь. Пошел в общину, где были два епископа-еретика. После долгих разговоров он их убедил вернуться в Православие, и вся община вернулась и стала православной. Потом появилась ересь Ария, который говорил, что Иисус Христос не Бог, а творение, величайшее, но творение.  Правда, ересь Ария живет до сих пор в многочисленных христианских протестантских сектах, которые тоже считают Спасителя не Богом, не Творцом. Это и адвентисты седьмого дня, и другие ереси, которые распространяются по миру и сейчас. Но в свое время святитель Николай на Первом Соборе, на котором присутствовал этот ересиарх, Арий, показал, что христианство, Православие, чистота и та вера, которую он исповедует, только они содержат благодать Божию. И что это единственная религия, которая общается с живым Богом. Не с придуманным, потому что всякая ересь – это что-то придуманное человеком. Это то, чего нет в реальности. Поэтому любая ересь – это тоже идолопоклонство. Как когда-то древние греки придумывали, что есть боги на Олимпе, кентавры, русалки и все прочее, полубоги, человекобоги, есть пеньки, дерево какое-то, которому можно поклоняться и так далее. Все это было придумано. Точно так же и сейчас. Все секты – это тоже придуманное, то, что не существует. Если они говорят, что Иисус Христос не Бог, значит, они придумали что-то другое. В реальности Он Бог, и Богородицу мы называем Богородицей. А они Ее не чтут, потому что говорят, что Она Бога не родила, не могла родить, еще что-то придумывают. Выдумывают всякие небылицы. Но это то же самое, что было в Древней Греции, только там попроще, а здесь похитрее.

Святитель Николай, понимая, насколько это гибельно, даже ударил Ария. Его осудили, но Спаситель и Божия Матерь вернули ему омофор, Евангелие, показывая тем, что он невиновен в том, что по своей ревности не может терпеть богохульство. Потому что богохульство заразительно. Оно не просто  бьет, оно умерщвляет людей, заражая их ядом смерти. Ударить рукой,   это ничто по сравнению с тем ядом, который губит миллионы человеческих душ, отравляет их, отрывает от Бога и ввергает в бездну адскую. Поэтому, если подумать с этой стороны, то его поступок совсем не такой плохой. Своим поступком святитель Николай показал, что слушать этого человека нельзя,  что от него исходит смерть, что общаться с ним тоже нельзя, потому что заразишься и пойдешь в вечную погибель. Так же, как пастух. Идет овца, приближается к ядовитой траве, он ее ударит кнутом, она отошла, может, ей больно, но она спасла свою жизнь, и никто не скажет, что этот пастух плохой, недобрый. Наоборот, он заботится о своих овцах. Так и святитель Николай был истинным пастырем и всему своему стаду показывал, что нельзя уклоняться в ереси и слушать ту отраву,  которую они несут человеческим душам. Он продолжает и сейчас наставлять людей, останавливать и даже иногда очень строго, чтобы человек, может быть, получил боль телесную, но спас свою вечную душу.

Мы его прославляем, почитаем и просим, чтобы он и нам помогал в нашей жизни, помогал нам идти верным путем к Богу, которым он шел, и достиг Царствия Божия.                                  

Аминь.

Христос Воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.