Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении слепорожденного. Господь встречает человека, у которого от рождения не было глаз, делает брение из глины. Этот человек идет, умывается, и глина превращается в глаза. Совершается явное чудо. Но была суббота, и фарисеи нашли этого человека и стали спрашивать, кто и почему исцелил его. Слепорожденный твердо стоял на том, что Тот, кто  исцелил, является, если не пророком, то великим Человеком. А фарисеи с ним спорили и говорили, что этот Человек грешник. И впоследствии Господь встречает его и спрашивает, верит ли он в Сына Божия. Исцеленный говорит: «А кто Он?» Господь ему отвечает, что ты стоишь перед Ним. исцеленный сказал: «Верую» и поклонился Богу.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.  Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?  Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.  Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.  Доколе Я в мире, Я свет миру.  Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,  и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.  Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?  Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.  Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?  Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.  Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.  Повели сего бывшего слепца к фарисеям.  А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.  Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.  Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.  Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.  Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего  и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?  Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,  а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.  Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.  Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.  Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.  Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.  Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?  Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?  Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.  Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.  Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.  Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.  От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.  Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.  Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.  Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?  Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?  Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.  Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:1-38).

Всякий рассказ, всякое повествование, в первую очередь, показывает внешние обстоятельства, и мы видим человека слепорожденного, о котором говорит Господь, что ни он не согрешил, ни родители, а все это для того, чтобы явились дела Божии. Потом мы видим, как почему-то вроде бы, умные люди, называющие себя законниками, фарисеями отвергают явное чудо, клевещут и ненавидят Христа, а этот человек защищает Его, не боясь даже никакой кары и наказания от этой власти. А в то время фарисеи и законники руководили Израилем. В их лице была и законодательная власть, и исполнительная. Поэтому они могли и покарать, и наказать, и изгнать человека из израильского общества. Единственное, что они не могли, это явно и открыто предать смертной казни, потому что находились под Римским владычеством. А с другой стороны, любое повествование рассказывает не только о внешнем, но и о внутреннем. Мир и человек сложно устроены, и во всем проявляется воля Божия, благодать Божественная, внутренние способности человека, его душевные качества. Когда Спаситель встретил бывшего слепорожденного и спросил его, верует ли он во Христа, то тот ответил твердо, что верует и поклонился Ему.  Этим самым он показывает то, что у него есть любовь к Тому, Кто его создал, и Кто его исцелил.

В нашей жизни внутренние наши свойства проявляются не сразу. Все мы знакомимся с людьми, порой долго заблуждаемся, идеализируем их, они нам нравятся. Мы их начинаем почитать, может, любить. А потом открываются какие-то их другие способности, проявляется внутреннее содержание человека, и мы начинаем ненавидеть, порой презирать или просто стараться не встречаться с этими людьми. Отношение у нас резко меняется. Почему же так происходит? И почему Господь сказал, что «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39)? О чем это Он говорит?

Человек, как существо духовное, находится не только под влиянием внешнего мира, но и мира духовного, и можно этот мир духовный подразделить на две категории: добра и зла, а если еще проще, — мир любви и мир ненависти. Можно человека учить чему угодно. Можно для маленького человечка  создавать идеальные условия, улыбаться ему все время, обеспечивать его всем, чем угодно, но из него может вырасти абсолютный монстр, который будет страшным и ужасным. А может человек вообще жить в стесненных обстоятельствах, быть полуголодным, не иметь ничего, даже одежды нормальной, но вырастет из него удивительный человек, который будет добрым, благородным, и к которому будет тянуться душа каждого. Не обязательно всегда бывает так. Но просто внешние обстоятельства очень часто мало влияют, хотя и влияют, на наше внутреннее содержание.  А все зависит от другого: в какой духовной обстановке человек рос. Если он рос в семье и обществе, в которыхпребывала любовь, добрые отношения, если он наполнялся этой любовью, молился и получал Божественную благодать и любовь от Бога, то он пропитывался этой любовью.  И тогда он вырастает человеком, который не воспринимает никакое зло, видит только хорошее и стремится к хорошему.  Он не будет обманщиком, тунеядцем, будет стараться жить своими силами и силы тратить на то, чтобы помогать ближним. А если человек растет в обстановке зла, ненависти, сплошных грехов, страстей, обмана и всего прочего, то вырастает человек, пропитанный этим злом. Он ненавидит все и вся, и у него всегда есть причины, почему он ненавидит это. Он слеп, не видит света, не видит Бога, он совершенно ослепленный. Потому что любовь – это свет, а ненависть – тьма. Именно об этом и говорил Господь: «Вы говорите, что видите, но вы слепые», потому что наполнены ненавистью и злобой, которая всегда слепа. Поэтому как тогда   ученые фарисеи, саддукеи, законники много читали, Священное Писание знали наизусть, но жили в обстановке ненависти ко всем народам, в обстановке гордыни, превосходства своего над всеми людьми, других порой вообще за людей не считали, то вырастали такие монстры, которые видели чудо, проявление Божественной любви и говорили: «Нет, мы ненавидим этого Человека! Мы ненавидим эту любовь, мы ее не воспринимаем, и воспринять не можем». И, к сожалению, с ними практически ничего нельзя было сделать.

Также и сейчас, то же самое. Приходят в Храм, ходят десятилетиями, но приходят, чтобы поспорить, нарушить что-то, не слушаться заповедей Божиих, не исполнять их, не видеть любви Божественной, чтобы делать все вопреки и поперек. И по-другому тоже не могут, потому что воспитаны в ненависти, зле и обмане. Но чтобы стать другими, нужно увидеть себя и понять, в каком положении человек находится. А это уже почти никто делать не хочет. Не хочет признать свои ошибки, увидеть себя такого злого, гордого, ненавистника, не любящего Бога и ближних. Человек говорит, что он все знает, много читал, имеет образование одно, другое, третье, но он слеп,  ничего не знает и даже не видит себя. И переломить себя бывает очень непросто. У нас есть пример: апостол Павел. Но ему нужно было ослепнуть своим внешним зрением, чтобы наконец-то понять, что он не то делает и не так воспитан. А потом три года провести в пустыне, каясь и плача о своих прожитых годах, о своей жизни, еще тогда совсем молодой.

Церковь нам сегодня в этот праздник, в Пасхальный период, предлагает в последнее воскресенье перед отданием Пасхи такой поучительный рассказ и показывает, что нищий, который всю жизнь ничего не видел, а значит, не умел  ни читать, ни писать, был совершенно необразованным, жил в скудости, ничего не имел, ел только то, что ему дадут, положат в рот, оказался выше всех образованных, воспитанных, необыкновенно богатых фарисеев, законников, властителей, которые кичились, что они много знают, каждый день могут менять одежду и знают наизусть все Священное Писание. Но оказалось, что воспитание у них слепое, злое, человеконенавистническое и богоборческое. А у этого слепца, казалось бы, обиженного и от природы, и не имеющего возможности вообще что-то иметь и познать что-то, оказалось доброе сердце. Он воспитывался в обстановке любви, был благодарен за любой кусок хлеба и воспринимал это как необыкновенную милость, благодарил благодетелей. А когда получил исцеление, то его благодарности не было конца, и он поклонился Христу. И не побоялся претерпеть никакие лишения и наказания.

Слушая этот евангельский рассказ, дорогие братья и сестры, сделаем и для себя выводы, посмотрим, а что у нас внутри. Может, мы такие же слепые, как горделивые фарисеи и законники. Может, мы считаем, что много знаем, но наше сердце не воспринимает добро, и нам не нравится, когда кто-то лучше и умнее нас, ближе к Богу, завидуем, злимся, ненавидим. Или, может, у нас есть какой-то лучик света любви, милосердия, потому что придет время, когда мы все равно узнаем: слепые мы или зрячие, но будет уже поздно.  Церковь нас призывает к тому, чтобы мы сейчас, пока имеем возможность, посмотрели на себя и трудились над своим внутренним содержанием, чтобы в нашей душе поселился свет Божественной благодати.

Аминь.

Христос Воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ