Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Вознесение Господне. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы отмечаем Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:36-53).

С одной стороны, Вознесение – это расставание, а с другой стороны, большая радость. Потому что Вознесение – это праздник, который говорит нам о том, что Господь воссел одесную Бога и Отца и приготовил для верных великие блага в Царствии Божием. И  в то же время, Он остался вместе с нами потому, что обещал Святого Духа, а Дух Божественный – это и есть тот же Бог. Остался и Своими поучениями, и Своими делами. Остался Своим Воскресением. Потому что дело и слово Божие совсем не такие, как у нас, у людей.

Человек, когда-то понимал, что есть Божественная благодать, Божественный смысл, понимал, как Господь сотворил мир, и что такое сила и воля Божия.  Божественное слово является вечным, происходит от Бога, имеет свой Божественный смысл. Затем оно проходит через Небесный Ангельский мир и наполняется Небесным смыслом.  А потом опускается на нашу  грешную землю и здесь приобретает таинственный смысл. Потому что человек не может понять ни Небесного содержания, ни тем более Божественной Премудрости.
Когда Господь в Ветхом Завете дал закон иудейскому народу, то его Божественный смысл никто не понимал. Божия Матерь очень долго думала над несколькими словами о воплощении Божием и тоже никак не могла разуметь. И вот, Господь, как сказано в Священном Писании, открывает ум и сердце Апостолам для разумения Писаний. Тысячи лет люди читали Священное Писание, знали его наизусть, но не разумели его. Да и сейчас не разумеют часто. И сейчас иудеи изучают Ветхий Завет и никак его понять не могут и вкладывают свой греховный человеческий смысл, который совершенно искажает содержание Божественных слов. Поэтому и в Церкви всегда учили о том, что Священное Писание самому понять невозможно. Нужно читать толкования святых отцов, которым Господь приоткрывал Небесные тайны. А слово Божие вечно и неизменно, глубоко и содержательно. Оно сокрыто от человека. И когда Господь открыл Своим ученикам и Апостолам, чтобы они разумели Писание, то они почувствовали силу Божию. Дух Святой открывал им то, что недоступно было и есть другим. Они почувствовали, насколько велика сила каждой буквы, каждого слова, которые доносятся до нас с Небес.

Многое из того, что Господь открыл Своим ученикам, недоступно для нас, что-то будет еще открываться каким-то избранным людям.  Потому что для того, чтобы познать силу Божественную, нужно, во-первых, быть близким Богу через молитву, послушание Ему, служение, необходимо открывать свое сердце для благодати, быть верным Ему во всем и всегда. И даже эти условия не самые главные. Потому что в Ветхом Завете были пророки, но не познавали многое из того, что сами писали, что им Господь открывал.

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное.  Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу. Только тогда открывается завеса таинственности, которая сокрывается в Божественных действиях и словах.

Апостолы возрадовались тому, что здесь, на земле, они живут по иным заповедям, что здесь, на земле, с ними пребывает Господь. И, несмотря на то, что своими телесными очами они видели, как Он плотью возносится на Небо, своим духовным зрением они видели Его не то, что рядом,  а внутри себя. Они с Ним общались, собеседовали, получали необходимое, жили вместе с Ним. И как такового разлучения не произошло, единение с Богом стало еще теснее. Это для нас, живущих в греховном мире, кажется, что Бог нас оставил. Как Он мог оставить человечество, ради которого Он пришел на землю. Как Он мог разъединиться с плотью, которая соединена нераздельно, неразлучно, неизменно. Поэтому Апостолы после Вознесения, особенно после сошествия Святого Духа, жили в необыкновенной Божественной радости. Они жили как бы в двух мирах, видели греховный мир, сравнивали его с миром Божественной благодати, который был непонятен для посторонних, и пытались людей любовью вести в Царство Божие.

И мы сегодня, отмечая этот праздник, должны знать, что Господь вместе с нами, что Он близок к нам Своей Премудростью, Своей любовью, которая в нашем сердце всегда может быть услышана, если мы обратим свое сердце к Нему. Поэтому и для нас этот праздник радостен, он повествует нам о том, что Господь есть здесь и там, Он один и тот же, и придет время, когда и мы, если сподобимся, если потрудимся, то будем в ином мире вместе с Ним, и Царствию Его не будет конца.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ