Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35-ю по Пятидесятнице. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды, как сказано в Священном Писании, некоторый человек подошел к Спасителю и, искушая Его, стал спрашивать, что ему сделать, чтобы попасть в Царствие Божие? «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18).

Скорее всего, этот человек был не понимающий Духа Священного Писания, потому что искушать приходят люди далекие от духовной жизни. Просто пофилософствовать, поговорить, провести время, может, что-то новенькое узнать. Как в Афинах философы любили проводить время, потому что они бездельничали в пустых философских разговорах. Так и этот не имеющий духовного опыта  человек пришел к Спасителю и задал очень простой вопрос и получил ответ тоже очень простой: «Соблюдай заповеди». «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:19-20).

А иудеи с малых лет знали эти заповеди. Этот человек не знал, что такое Царствие Божие, и как туда вообще попадают. Потому что в Священном Писании простой ответ на его вопрос, но он не верил, не знал, что такое Царствие Божие, как абсолютное большинство сейчас приходящих в Храм. Спроси, что такое Царствие Божие, и можно с уверенностью сказать, что один из тысячи ответит правильно. Так и этот человек, ничего не зная о Царствии Божием, имея о нем самые смутные представления, интересовался, как туда попасть и что это такое. Получил простой ответ, и этим он оказался недоволен. Так же, как и сейчас пришел бы неверующий, спросил, что это такое, батюшка ему ответил: «Постись, молись, соблюдай заповеди Божии», и он был бы недоволен и сказал бы: «Я безгрешный, я все это соблюдаю всегда, но мне интересно, как попасть в Царствие Божие, что это такое?»

Этот человек тоже так же ответил: «Я соблюдаю все заповеди, я безгрешный и вообще, меня мало интересуют ответы, которые я знаю, лучше расскажи мне что-нибудь интересное». «Он же сказал: все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:21).

Тогда Господь неожиданно этому человеку говорит: «Если ты на самом деле хочешь узнать Царствие Божие, а не просто на словах поговорить о том, о чем совершенно не имеешь представления, то тогда иди, продай имение, раздай нищим и следуй за Мной. «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18:22).

Этот человек оказался не готов к каким-то делам, потому что на словах он себя считал безгрешным, святым, но делать-то он ничего не делал. Он был очень богат и надеялся, что он был очень богат, были такие, что в Царствии Божием он никак не будет беднее, чем здесь, на земле. Но если здесь, на земле, он так много трудился, собирал, неужели в Царствии Божием у него будет меньше? Нет, на это он не согласен. И от неожиданности, от того, что вдруг он должен превратиться уже здесь, на земле, в нищего, в бродягу, он ушел огорченным. Здесь он живет хорошо, богато, ему кажется, что начало Царствия Божия у него уже есть, одной ногой он стоит в довольстве, в сытости, во всем. А вот как вторую ногу перенести в богатства Небесные ему никто ответить не может.  Этот ответ Спасителя тоже какой-то странный и неудобный. Зачем продавать здесь, зачем бродить, зачем носить тяготы за какие-то иллюзорные будущие блага. «Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:22-25).

И на самом деле не только этот богач, но и все, живущие на земле, не представляют, что такое Царствие Божие. Спаситель очень кратко рассказал Своим ученикам, а те всему миру, что Царствие Божие – это радость о Святом Духе. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).  Это не тленное богатство, которое можно потрогать,  не меняющийся страждущий мир, мятущийся и пропадающий в грехах и страстях, а это радость духовная. А духовное не прекращается никогда. Это вечность, и что это такое пересказать невозможно. Но эта вечность поселяется в сердце человека. А для того, чтобы она поселилась, нужно полюбить Бога больше, чем себя и этот грешный мир. Спаситель просто, доступными словами говорит этому человеку: «Что же ты возлюбил этот суетный мир, все это пропадет, иди, пока не поздно, покайся, пока не потерял, пока не разрушилось или у тебя не отняли, продай это все и приобретай богатства нетленные, вкладывай капитал в Царствие Божие, где ничто не пропадает и ничто не меняется. Возлюби Бога, иди за Ним, и тогда на твою маленькую любовь Он окажет тебе величайшую любовь и блага». Но мы все, слыша этот призыв каждый раз, когда ходим в Храм, а часто и помимо Храма, не можем никак принять. Нам кажется, как и евангельскому богачу, что это слишком жестоко, что мы привыкли к нежности и хотим, чтобы наши блага вместе с нами перешли в иное Царство. Поэтому так часто во всех религиях покойнику клали с собой не только различные вещи, но даже рабов, скотину, думали, чтобы там у него никак не меньше было благ, и ему было хорошо, чтобы за ним ухаживали.  И от этого мы отвыкнуть не можем. Может, даже в своих мыслях понимаем, что это не так, но своим сознанием, своим сердцем мы понять этого не можем. Мы никак не можем от этого отрешиться, и в этом наша проблема, что мы на призыв Спасителя всегда отвечаем: «Нет». Потому что любим больше себя, свое тело, свои страсти, свои грехи, чем Его

Церковь нас сегодня вновь призывает к тому, чтобы мы осознали свои тленность, свою немощь, свою беспомощность перед Богом и наконец-то подумали о вечности и о своей душе, которая окажется без Бога свершено пустой и нищей. И тогда, конечно, для нее не будет места в Царствии Божием, и она не вкусит тех благ, которые Господь обещал любящим Его.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.