Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Преображение Господне. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы отмечаем праздник Преображения Господня, который произошел незадолго до Его Крестных страданий. Но так как этот праздник несет особую благодать, радость и значение, то он был перенесен на время поста, но поста Успенского, тоже строгого, такого же, как Великий пост и за сорок дней до Воздвижения Животворящего Креста Господня, чтобы отметить этот праздник с особым торжеством.

Господь взошел на гору Фавор, здесь пребывал вместе со Своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом. Он беседовал с пророками Моисеем и Илией. Ученики устали от долгого пути, утрудились и уснули. И когда они проснулись, то увидели, что Господь в особом сиянии, и с Ним беседуют пророки Моисей и Илия, и ощутили особое неземное блаженство. Они, испытавшие и радости земные, и горечь, не захотели возвращаться в жизненную земную реальность, а хотели вечно остаться в этом блаженном состоянии. И апостол Петр, сам не понимая того, что говорит, сказал, что сделаем здесь три шалаша, три кущи и будем здесь жить постоянно, показывая тем самым, какая радость, какое блаженство наполнило его сердце.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.   И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.  Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.  Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.         Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:1-9).

Праздник Преображения Господня был перенесен, но все равно перенесен на время поста. Почему же Церковь с одной стороны радуется, а с другой заставляет человека нести бремя поста? Человек был создан на грани духовного и телесного, на грани земли и Неба и должен был пребывать в вечном блаженстве, но выбрал земное, обратился к земле, а не к Богу и стал искать этого блаженства здесь, на земле. Ему представились множество ложных возможностей, как считает человек, получить какую-то радость. И  он стал искать радость в материальном благополучии, в плотских удовольствиях, в различных увеселениях, но оказалось, что все эти радости представляют из себя иллюзию. Они радостны только в кино. Когда человек смотрит на эту иллюзию, ему кажется, что есть какая-то радость. А когда он до нее дорвется, то понимает, что это не радость, а гадость, что это иллюзии, притворство и обман. Земное не может дать истины, правды, истинного блаженства. Потому что   этого ничего нет на земле. Но так как в человеке заложено желание блаженства, то он все равно ищет эту ложь, привыкает к ней так, что не может оторваться от нее, даже когда к нему приближается смерть. И страх смертный не ужасает его, ему кажется, что без иллюзий земных, без обмана он жить не может, и нет никакой другой жизни.

Для того, чтобы избавиться от иллюзий греховных, которые порабощают человека, делают его страстным, земным, оторванным от благодати Божией, Церковь предлагает человеку сначала небольшие подвиги и, в первую очередь, время поста.  Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя.  Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что  все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной. Эта радость светлая, это настоящая радость и с ней сравниться никакое земное удовольствие не может, потому что это не есть радость, а ложь, иллюзия и обман — все, что может предложить плоть и земля человеку. И тогда человек начинает меняться во время поста. Он понимает, что главное – это Бог, что у него есть душа, что о душе нужно заботиться, земное нужно отсекать, бороться со страстями, не давать себя сделать рабом, и начинается постепенно внутреннее просветление.  Благодать касается человеческого сердца,  и в сердце он видит свет Божественной благодати, который сияет ярче солнечного. Как сказано в Священном Писании, даже ризы Спасителя сияли ярче солнечного света.
Чистота Небесная необходима человеку, потому что, как пишет Апостол, ничто скверное не войдет в Царствие Божие. «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27). То есть, чтобы обрести Божественный свет, чистоту, человеку необходимо потрудиться еще здесь, на земле, и нужно торопиться, чтобы не опоздать, нужно трудиться, пока есть время, и каждый потерянный час и минута – это все ближе к гибели нашей души, которая умирает в страстности, порочности, в темноте греховной.  Праздник Преображения Господня показывает нам, что пост – это начало нашей радости, начало нашего очищения, это настоящая радость, она приближает нас к Богу. Это начало нужно продолжать, стремиться к Богу, прилагать свои усилия, чтобы обрести Божественный свет в своем сердце, чтобы просветить свой ум и понять, что есть настоящая ценность. Когда человек понимает, что есть настоящая ценность, то он стремится к ней, для него это становится целью жизни. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжите благодать Божественную». А стяжание ее как раз происходит через наш внутренний подвиг, через наш внутренний крест, через воздержание.

Сегодня, отмечая этот великий праздник, через который Церковь нас призывает к трудам ради Небесных вечных благ, постараемся услышать голос Церкви, трудиться, показывать, что и мы желаем быть вместе с Богом в Небесных кущах и пребывать в вечном блаженстве с Богом. 

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?