Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 13-ю по Пятидесятнице. Свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По постановлению Священного Синода сегодня мы отмечаем память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Церковь нам показывает пример семейной жизни, и не только семейной жизни, а просто пример добродетельной христианской жизни.

Мы совсем уже забыли, что такое христианская жизнь. Мы считаем себя христианами, но даже не можем читать по главе Евангелие, не знаем учение Спасителя, а тем более, мы не готовы ничем жертвовать ради Бога, ради веры, последователями которой мы себя считаем. И вот, Церковь нам показывает, каким должен быть христианин  на примере святых благоверных Петра и Февронии, да и на примере многих святых. Все святые прославлены только за одно – за то, что они презрели себя, свою жизнь, возлюбили более Бога и Небесное Царство и доказывали это своей жизнью, своими страданиями.

Петр и Феврония, вроде бы, ничем не отличились, если не считать одного момента, что они скончались одновременно в один день и один час и были погребены вместе по их завещанию, несмотря на то, что многие противились. Господь чудесным образом показал, что их любовь, взаимное отношение не были отношениями двух грешных людей, страстных, которые были по плотски привязаны друг к другу. Совсем нет. Отношения были другие – чистые, благородные.  Мы отвыкли от такой жизни, чистой, прозрачной, от того, чтобы быть откровенны с людьми. Да мы вообще отвыкли от всяких человеческих отношений. Мы не можем общаться друг с другом, уважительно разговаривать даже небольшой промежуток времени, не говоря уже о том, чтобы вести себя достойно всю свою жизнь. Мы немощны и слабы и даже не видим всего своего безобразия, которое ужасает окружающих людей.  

Люди женятся, выходят замуж только из-за каких-то своих желаний, стремлений, задач, из-за того, чтобы хорошо жить, быть в благополучии, иметь какое-то свое удовольствие и прочее. Как однажды пришли родители и сказали, что у них есть соседи на даче, у них дочь, а у нас мальчик. Соседи пришли в гости, и девочка сказала нашему сыну, что она за него выйдет замуж, потому что у нас очень большой дом. Собственно говоря, она высказала то, что в голове у всех: у ее родителей, у многих живущих на земле нашей грешной, у большинства, по крайней мере, а в нашей стране практически у всех.  Мы променяли свою душу, свои духовные ценности на какие-то земные мелочи, земную грязь. Забыли о том, что такое добрые отношения, не говоря уже о том, что есть любовь. И Церковь нам показывает, что любовь – это не какое-то внутреннее стремление к благополучию, удовольствиям, а это что-то другое.

Петр и Феврония не расставались даже тогда, когда их просто выгнали на улицу. Сказали князю бросить свою супругу, иначе будешь жить где-то в другом месте, может быть, даже в шалаше, и они ушли спокойно, с радостью, с любовью. Потому что они понимали, что христианская любовь – это когда желаешь ближнему наивысшего счастья и Небесных благ, когда не себе ищешь благ, а когда желаешь ближнему этих наивысших благ и Царствия Божия. А когда человек желает это своему ближнему, то ему приходится отказываться от всего, от себя отказываться, потому что он служит своему ближнему. Семья – это служение ближнему, если муж желает жене величайших благ, а жена мужу, то они все сделают для ближнего, они пожертвуют всем. Для них нет никаких ценностей: ни домов, ни участков, ни машин, ничего  – это все совершенно не пригодится. Петр и Феврония так жили, и поэтому княжеский дворец легко променяли на ковер из полевой травы и радовались всему, потому что искали не земного, а Небесного.  Они стремились, чтобы Небесное более было не у каждого из них, а у супруга. Они не страшились Творца, потому что жизнь их была чиста. Они не страшились смерти, поэтому с любовью приняли ее как подарок в один день и час.
 

И что из этого жития можно приложить к любому из нас? Ничего. Даже в уме у нас в самые страшные дни   ничего подобного не появляется, и мы себя считаем христианами. А христианская жизнь начинается с того, что человек начинает служить ближнему, и это служение заключается именно в том, чтобы желать ближнему больших благ, чем себе. Это называется любовью. И ради этой любви люди жертвовали всем, что имели, отказывались от одного, от другого. Это была жизнь христианская. Почему удивлялись с самых первых веков говорили: «Как живут христиане!» Такая жизнь, когда она происходит наглядно, не может не подействовать на окружающих. И хотя окружающие не любят таких людей, но все равно внутренне перед ними будут преклоняться, чтить, и совесть всегда будет их укорять, потому что они тоже могли бы так жить, но не хотят.  Они не могут сказать, что это невозможно, потому что есть такие живые образцы, которые тяжело найти в наше время. Почему даже преподобному Макарию Великому, подвижнику, который ушел в пустыню, десятки лет там провел в молитве, в посте, Господь показал, что подвиг в пустыне несравним со служением людям. Что переломить себя, пожертвовать собой, возлюбить ближнего, пожелать ему добра, Небесных благ гораздо выше, чем просто уйти и закрыться.   Ему было сказало: «Иди в большой город, столицу Египта Александрию, там живут две снохи, которые никогда не ругались между собой». А это значит, что каждая из них также проявляла жертвенную любовь к другой. Этот подвиг тяжелый. Сейчас все рассматривают семейную жизнь как какое-то удовольствие, исполнение наших желаний, наших потребностей, как пройти легкую жизнь и сказать: «Хочу и дай». А на самом деле – это подвиг, подвиг тяжелый, но благородный и достойный человеческой личности.

Церковь нас призывает к тому, чтобы и мы в своей жизни воплотили хотя бы частичку этого христианского подвига, чтобы пришли к своему последнему дню не с пустыми руками, а с какими-то делами христианской жизни, и чтобы эти дела прославляли и нас, и Бога, и Церковь.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?