Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 36-ю по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы отмечаем сегодня день свидетелей веры Христовой новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этих свидетелей на нашей земле оказалось достаточно много: многие тысячи, сотни тысяч, даже миллионы людей. Почему же так происходит? Этот вопрос начинается со свободы человека.

Свобода – это большая ответственность. Если мы посмотрим на историю, то увидим, насколько велика свобода каждого человека, насколько велика ответственность. Человек был создан для того, чтобы уподобляться Богу, быть к Нему все ближе и ближе, но имел возможность и свободу не только нести Ему послушание, но и противиться Ему и бороться с Ним. И люди избрали путь борьбы с Богом. Этот путь борьбы человека удаляет от Бога, он уходит в пропасть, его сознание и воля подвергаются разным грехам, а ум становится слабым, немощным. Грех все больше и больше довлеет над  человеком, и немощь все больше и больше овладевает человеком. Доходит до того, что человек настолько повергается в грех, что боится уже каяться и возвращаться к Богу. Он страшится своих дел, самого себя, ему страшно на себя взглянуть, и начинает всячески оправдывать свое беззаконие и непослушание Богу. Появляется много как религиозных, так и философских учений, течений, которые представляют Бога злым, коварным, жестоким, то есть, приписывают Ему свойства падших духов и падшего человека, чтобы оправдать себя, закрыть к Богу дорогу покаяния и любви. Появляются разные философские вопросы, которые также направлены на то, чтобы оболгать Творца.. Появляются, например, вопросы: «Почему страдают безвинные, дети? Почему мир такой был создан?» И все это приписывают опять Творцу. Хотя зло Господь не создал, а зло – это есть противление Его воле, неисполнение Его заповедей. И зло никогда не имело сострадания и милости ни к кому: ни к слабым, ни к немощным, ни к старым, ни к молодым. Зло становится уже обыденным, и кажется, что без него жить нельзя. Сейчас задай вопрос миллионам матерям-убийцам, и почти все они начнут себя оправдывать и говорить: «А что это такое? У меня были такие обстоятельства, не от меня зависящие». И начнут обвинять всех, начиная с Творца.  Хотя зло коренится в этой матери и больше ни в ком, и она становится рассадником этого зла.  

Зло, которое присуще человеческой природе, наказывается как в людях, так и в мире. И периодически это зло проявляет себя как в различных войнах, междоусобицах, страданиях людей, так и различных катаклизмах и явлениях природы. Потому что природа тоже этим злом уничтожается, ее трясет, и появляются стихийные бедствия от того зла, которое существует в человеке, в мире.

Но в первую очередь, зло – это борьба с Богом. До Бога достать она не может, и поэтому зло начинает бороться с теми, кто старается быть верными Ему. Если взять Каина и Авеля – брат убил брата. Он не мог ничего сделать Богу и убил брата, чтобы отомстить Творцу, как ему казалось за то что его жертва не была принята.  Авель  слушался Бога. Так вот, Творец, получай своего верного сына, своего послушника и исполнителя Твоей воли. А я его уничтожил. И после этого как по-хамски он отвечает Богу: «Разве я сторож брату своему?» (Быт 4:9). «Отвяжись от меня, не спрашивай». То есть, зло в нем не уменьшилось, а еще больше стало.

И так постоянно зло проявляет себя. Дошло до того, что нужно было уничтожать человеческий род, и на землю был наведен потоп. Потому что, как сказано в Священном Писании, люди постоянно думали о зле. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5).  То есть, люди пребывали в борьбе с Богом всю свою жизнь, круглые сутки. И конечно же, богоборчество не имеет никаких перспектив и само себя уничтожает. Человеческое зло навело на себя самоуничтожение через водную стихию. Но после того опять в человеке начинает торжествовать зло, мы из Ветхого Завета знаем, как гнали всех праведников, пророков, старались их убить, как Давида пытались убить сначала его тесть, потом сын, потом слуги. Давид изнемогал от того, что он страдал от человеческой злобы, и отвечал только молитвой к Богу.  Эта молитва его хранила, потому что не было возможности тому  же Давиду быть неубитым по человеческим понятиям. Когда восстали его подчиненные, когда его сын лгал на него, взял и совокупился с его женами и наложницами, насмехался над ним. И из плача Давидова о своих грехах и о защите отчеловеческой злобе появилась Псалтирь, которая употребляется за Богослужением. Это плач о человеческой злобе и о человеческих грехах обращение за помощью к Богу, поэтому она употребляется ежедневно за Богослужением.

Пришел Господь, человеческая злоба, которая не могла насытиться, Его распяла, над Ним надругалась. Казалось все, злоба повержена, Господь воскрес, победил зло и грех, но все равно остались последователи зла, потому что человеческая свобода осталась. И история, как мы знаем, наполнилась не только проповедью Апостолов, но и различными гонениями, войнами, нестроениями, ересями и так далее. Все это проявления богоборчества.

Что касается нашей страны, то эта злоба накапливалась столетиями. Братоубийство и революции появились не вдруг, а сотни лет наш народ, верный Православной вере, гнался, уничтожался, вводились различные гонения на веру христианскую. Достаточно вспомнить старообрядчество. Кому из людей мешало, как человек крестится? Как он складывает пальцы, то ли два раза говорит «Аллилуйя», то ли три. И что, за это его нужно сжигать? Но диавол в лице правителей стал уничтожать Православие, православных стали убивать православные. Некоторые считают, что во время гонения на старообрядчество было убито множество людей, изгнано до десяти миллионов. Для тех времен это очень много. Потом Православие пытались уничтожить те, кто его обезглавили. Обезглавили руководство Церкви. Церковь стала подчиняться чиновникам и правителям. Все, что она имела, у нее отбирали, не давали ей возвысить свой  голос, в высоком обществе она презиралась. Об этом множество свидетельств и XVI, XVII, XVIII, XIX веков, когда люди высшего света жили не по законам Божиим, а по законам богоборчества. Поэтому, естественно, что должно было наступить время, когда зло очень жестоко себя проявит.

И подошло время. Несколько раз и до того времени, о котором мы сегодня вспоминаем, зло пыталось нашу страну лишить Православия. Это и восстание декабристов, когда пытались под благими видами создать неправославное государство. Это и другие события. Это и постоянные убийства различных деятелей, которые держали, не давали возможности злу вести страну к разорению и уничтожению. Но в то же время печально, что эти же люди не имели достаточной веры и сами часто были неверующими. Сейчас некоторые говорят, что император Александр I якобы стал старцем. Но император говорил о себе, что он не знал, что такое среда и пятница, никогда не постился. И вот, несмотря на то, что множество простого народа молилось и оставалось верным Богу, в высшем свете уже нарастала буря, и об этом предупреждали все святые: преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие праведники. Они своими духовными очами видели, как зло распространяется, а оно жаждет крови человеческой, братоубийства и уничтожения Церкви.  Поэтому в первую очередь, когда зло стало проявляться, оно стало уничтожать Церковь, восстало на Бога. Так же, как Каин, не могли достать до Бога и стали убивать верных чад Христовых, которых, слава Богу, оказалось достаточно. Но диавол, зло и человеческая злоба все жаждали крови и никак не могли насытиться. В конце концов, люди поняли, что зло ничего не может создать. Оно может разрушить. Оно может восстать на Бога, но Творец и Создатель только один Бог и Его верные чада.  Поэтому вынуждены были дать определенную свободу Церкви, но свободу условную. Государство осталось атеистичеким до сих пор не отменен декрет 1918 года об отделении Церкви от государства. Церковь не имеет права свободного голоса в нашей стране: ни в каком государственном учреждении, начиная с детского сада и  кончая школами и высшими учебными заведениями. Потому что согласно декрету это незаконно.

Но, тем не менее, мы живем, Господь дает нам еще время, дает нам послабление. Мы вспоминаем тех, которые пострадали от человеческой злобы. Сейчас милостью Божией это зло проявляется и на Донбассе, и на Ближнем Востоке, и в других местах, хотя главный удар всегда направлен на Россию. Всегда пытались ее уничтожить, но Господь еще дает нам время. Силы зла отвлекаются от нашей Православной веры, от Церкви, от православных людей. Молитвы праведников, новомучеников и многих святых  дают возможность жить нашей стране, и силы злобы проявляют себя в других местах. Но злоба к тем, кто верен Христу, у них все равно остается.

Поэтому нам, дорогие братья и сестры, нужно молиться, не забывать, что мы с Богом, что силы зла существуют, и в первую очередь наша задача в себе их гасить. Потому что очень часто мы страдаем не столько от злобы, которая приходит из дальних краев, сколько от того, что она в нас существует, в нас коренится, овладевает нашими умами, сердцами. Конечно, есть и помощники извне, но если мы не допустим злу укорениться в нас, то в нашей стране будут меньше страдать, в нашей стране будет меньше мучеников. Значит, в нашей стране не будут так страдать многие беззащитные дети, больные, слабые, старые.

Помолимся Богу, чтобы Господь помог нам по нашим молитвам и по молитвам святых новомучеников и исповедников преодолеть зло природы человеческой, остаться верными  Богу, пребывать с Ним, чтобы и в вечности сподобиться тихой пристани в Царствии Божием.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.