Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Долго человеческий разум в лице различных философов пытался узнать, какая связь существует между Богом и человеком. Искали Бога во всем – в природе, в животных и даже в людях, приносили различные жертвы, в том числе и человеческие. Заблуждение людей было очень глубоким.

И вот, пришел Господь в зраке раба, чтобы пострадать за людей, и показал, что сущность Божия заключается не в страхе, не в силе, а в чем-то другом. Сначала и Апостолы никак не могли понять, что Бог не жестокий, не злой. Израиль хранил истинную веру, но эта истина тоже была прикровенна, и мало кто из людей понимал, кто такой Бог, поэтому так часто иудеи уклонялись в язычество и приносили те же жертвы, потому что истина хранилась в сердцах только отдельных людей израильского народа. И Апостолы тоже спрашивали Спасителя, когда Он воцарится. Они предполагали, что Господь является истинным Богом, но думали, что Его власть должна проявиться в силе, в том, чтобы всех заставить силой подчиняться Себе. Они глубоко заблуждались, и как гром среди ясного неба прозвучали слова апостола Иоанна Богослова, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16), что Ему не нужны наши жертвы, кроме жертв сердца, избавления от страстей и грехов, кроме борьбы с собой злым, гордым, непослушным. Эту любовь Господь показал всем, что она жертвенная, что Он никого силой не привлекает к Себе, что Он не злой и не жестокий, а Он есть истинная жертвенная Любовь, которая касается каждого человека.

Апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии показал всю силу любви Божией каждому из нас. Показал, что эта любовь и есть настоящая жизнь, что она суть и Божия, и суть Творения. Если Творение, в том числе и человек, лишается этой любви, то он падает в бездну грехов, злобы, из которой так тяжело выбраться. Поэтому перед смертью, перед своей кончиной апостол Иоанн Богослов, память которого мы сегодня отмечаем, повторял одно: «Любите друг друга» (Ин. 13:34), это есть суть нашей веры, это и есть та связь, которая соединяет человека с Богом, и никакой другой связи нет. Чем больше человек любит, тем ближе для него Бог.  Чем больше он в Него верует и надеется, жертвует своими греховными привычками и страстями, тем яснее он видит Бога. Он не может рассказать, кто такой Бог, что это такое, но он, его душа начинает жить в Боге. Эту жизнь человек чувствует. Он не может объяснить словами, но его духовный мир явно ощущает Бога, и никто не может этого человека разубедить.

Таким был апостол Иоанн Богослов, таким же человеком был и святитель  Тихон, патриарх Московский, память которого мы сегодня также празднуем, который отдал свою жизнь ради ближних, Церкви, Бога, совершенно не сомневаясь в том, что Господь его жертву примет, что он обретет жизнь в любви, в Боге, жизнь совершенную, чистую, благодатную и блаженную.  Именно верх всего блаженства заключается, чтобы жить в любви.

Человечество всегда мечтало создать идеальное общество добрых хороших людей, и мы знаем, что так было и в нашей стране, но какими-то совсем дьявольскими методами. А это общество создается только любовью. И сколько не пытался человек злобой, силой создать идеальное общество, получалось все наоборот: люди ожесточались, ненавидели друг друга, готовы были разорвать своего ближнего, и вместо общества любви и идеального общества появлялся ад на земле.

И вот, сегодня, дорогие братья и сестры, мы чтим память святых апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, которые показали нам истинный путь к тому идеальному обществу и блаженной жизни в Боге, показали нам этот путь явно своей жизнью и своими молитвами помогают нам идти по этому пути, если у нас есть стремление, желание и решимость.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ