Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 20-ю по Пятидесятнице. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали притчу, рассказанную Спасителем, о богаче и Лазаре. Богач, который не считал Лазаря за человека и относился к нему хуже, чем к своим собакам, веселился, жил, как он считал, по своим возможностям. А нищий Лазарь терпел в своей жизни болезни, холод, голод, нужду, не роптал, не желал ничего чужого, не завидовал никому. И оказались они после кончины в разных местах.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.      И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,          ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31).

То, что человек является личностью, которая живет вечно, уже знают практически все, написаны книги, доказано учеными, даже сколько весит душа человеческая, люди знают. Знают, что после смерти тела жизнь не кончается. Но с другой стороны, всех одолевает сомнение, как же так, Бог есть Любовь и вдруг вечные мучения. Как это можно совместить?

Богач, то есть, грешник, как мы знаем из притчи, и в аде имеет свободу. Он может разговаривать, общаться. Он обращается к Аврааму, он может оценивать свою жизнь и поступки. И мы слышим, что этот грешник совсем не меняется в месте мучений. Грешник достигает такого состояния, когда личность уже не может изменить себя. Многие даже понимают, что они делают плохо, допустим, воруют, пьют, гуляют, но поменять себя не могут. И тут Божественная Любовь совершенно ни при чем. Просто человек достигает состояния, когда он не может измениться, стать другим. Это для него мучение, и таким он будет в вечности.

И мы слышим, как этот человек, вместо того, чтобы поменять свой разговор, который свидетельствует о его внутренним состоянии, и обратиться к Аврааму, чтобы он помог ему, или к Лазарю, чтобы тот простил за то, что он относился к нему так плохо, или к Богу: «Господи, помилуй меня!» он разговаривает точно так же, как со своими друзьями, когда веселился на земле. Также нагло, греховно, грубо и без уважения ко всем он приказывает Аврааму, Лазаря как бы не видит, а Бога вообще обвиняет. А обвинения состоят в том, что этот человек говорит, если совершится какое-то чудо, то люди поменяются, вот у него на глазах не было таких явных чудес, поэтому он оказался здесь. И поэтому, сделай, Господь, милость, окажи заказанное мной у Тебя чудо. Вспомним, как сатана искушал Спасителя: «Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3), «если Ты Сын Божий, бросься вниз» (Мф. 4:6) —  сотвори чудо! И мы слышим то же самое из уст безумного грешника: докажи, что Ты Бог, что Ты есть Любовь. Но в этом грешнике, как и в сатане, нет ни капли любви. Даже если совершится чудо, любовь не проникнет в сердце сатаны и  в сердце грешника.

Многие и сейчас далекие от Бога люди с каменными сердцами точно так же говорят.  А почему чудес мало, почему там, а не у меня? Многие тратят большие деньги, ездят по святым местам, чтобы посмотреть что-то, к людям, которые подвизаются на Афоне и так далее, Но очень скоро эти люди уходят от Бога и даже не приходят в Храм. Потому что чудо это внешнее. Сегодня здесь, в Храме,  совершилось чудо, не только в нашем Храме, а везде. В Храме чудо совершается ежедневно, вино и хлеб превращаются в Тело и Кровь Спасителя.  И мы смотрим холодными глазами и не понимаем, потому что чудо вне нас. Оно не трогает наши души, сердце. Мы можем расчувствоваться, посмотреть внешне, наши чувства могут растрогаться от красоты пения и от природы где-то в святых местах, но эти чувства у человека меняются постоянно. Как трава колышется в одну и другую сторону, и сегодня он радуется, а завтра будет плакать. Сегодня он восхищался, завтра будет ненавидеть. Потому что это внешние чувства. Любовь Божественная не проникает в сердце человека. Он не начинает жить с Богом и в Боге, не совершается то главное чудо, ради которого все живут.  Не появляется любовь к Богу, даже искорка ее в нашей душе и сердце.  Поэтому мы приходим озлобленные, говорим: «А что вы тут свечками торгуете, не так ведете себя, разговариваете, замечания мне делаете»» и так далее. Ищем внешнее, потому что внутри бездонная адская пропасть. Она в нас, она нас страшит, поэтому мы так боимся смерти. Потому что этот ад уже внутри нас, и мы от него избавиться не можем. Потому что у нас нет сил, нет желания, мы не хотим трудиться, а ждем, что кто-то за нас все сделает.

Так же, как этот богач. Он даже там, в аду обращается, чтобы Господь сделал все для братьев, но не понимает, что никакое чудо не воскресит мертвую человеческую душу.  Мертвую для веры, для Бога, для людей. Это чудо наш труд, наши посты, молитвы, наш пот и кровь. Богач не сказал: «Дайте мне пять минут или несколько дней, чтобы я поплакал на земле, чтобы я пожил по-другому, попросил прощения у тех, кого я обидел». Он даже не думает о смене своей жизни, и это ужасно.

А здесь, на земле, такие же безумцы бегают, ищут святость: где-то посмотреть, потрогать, потом кому-то что-то рассказать, а в душе холод и вечная смерть. Это рассказ про всех нас, что мы такие безумцы, и ничто нас не вразумит. Потому что мы холодны, потому что, читая Священное Писание, мы не беседуем ни с Апостолами, ни с Пророками, ни с Богом, а просто видим мертвые буквы и не пытаемся выполнить хотя бы одно слово, одну заповедь, к которым призывает Священное Писание. А ведь что-то и совершалось потому, что когда-то кто-то  слышал Слово Божие и менялся, этот человеческий гроб вдруг расцветал, появлялась любовь к Богу, радость, человек оживал своими силами, своими трудами.

Сегодня Церковь нам напоминает об этом, что и мы сами уже здесь, на земле, выбираем для себя. А многие уже выбрали то страшное будущее, которое нас ужасает или, наоборот, ищут радостного соединения со своим Творцом. Постараемся услышать Спасителя, не забывать, что и мы призваны к этому великому чуду возрождения своей души жизнью в Боге.

Аминь.                  

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.