Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Введение во Храм Пресвятой Богородицы. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь отмечает Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Почему же в Церкви вспоминаются различные события, и Церковь имеет свою историю, которую она чтит, которая неизменна от самого сотворения человека и уходит в вечность? Мы отмечаем те события, которые сотворены здесь, на земле, не по человеческим усилиям, не по человеческому уму, а благодатью Божией.

Мы знаем, что Божия Матерь появилась на свет от престарелых родителей.  Почему же это событие отмечается Церковью? Потому что Церковь показывает, что это дело не человеческое, а дело Божие, что это событие совершено не человеком, а Божественной благодатью. Когда человеческие усилия были бесполезны, появилась на свет Та, которая должна была стать Богородицей. Она должна была воспринять в свое чрево Бога. Где на земле Она могла быть воспитана для того, чтобы Ее ум, сознание восприняли волю Божию? Кто мог Ее научить? Из людей никто. Не могли люди воспитать такого человека, от которого бы появился Творец всего. Опять Церковь нам показывает, что это дело не человеческое, а Божие, что невозможно было совершиться этому без помощи Божией, без Его руководства, без того, чтобы это совершилось особым действием Божественного Слова, Божественной силы.

Маленькую девочку отдают в Храм, место особого присутствия Божия, где Господь является Хозяином. Родители Божией Матери понимали, что это Чадо не столько Плод их трудов, молитв, сколько Плод Божественной благодати, и Она, рожденная чудом Божиим, принадлежит не им, а Богу, потому что есть какой-то особый Божественный Промысел во всех этих событиях. Они не понимали, недоумевали, только знали, что Господь почему-то избрал их своими послушными орудиями. Они отдают свое Чадо на воспитание Богу. С самой Своей юности, начиная с семьи, Она привыкала к тому, что всем руководит Господь, и без Его воли не делается ничего, что все мы принадлежим только Ему и, если Ему послушны, то  через нас Он может сотворить величайшие дела, которые не просто непосильны человеку, а которые человек даже не может уразуметь и понять Премудрость Божию и Его силу. Осознавая это, родители привели свое Чадо и отдали в руки Божии, зная, что лучше, чем Господь, никто не сможет воспитать их чудесно рожденное Чадо. Здесь, в Храме, Божия Матерь познала иную жизнь. Она не окунулась в мир греха, не познала различных детских утех, не занималась какими-то земными  науками и всем прочим. Господь Ее готовил к иному, к тому, чтобы Она вошла  не просто во всемирную историю, а в историю, которую творит Господь, и которая переходит в вечность.  Здесь благодать Божия, с которой Она общалась ежедневно, также Ее научила, что самое большее, что может человек, это быть послушным Богу. Поэтому потом Она и повторяла слова что Господь «призрел на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:48), что выше послушания Богу,  смирения и любви к Нему человек достичь на земле ничего другого не может.

Как и апостол Павел писал: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12). Об этом он писал в своем Послании к Галатам. И он, как избранный сосуд Божий, который должен был войти в Божественную историю, удалился от человеческого общества на три года для того, чтобы Господь очистил его ум и наполнил его Своей Благой вестью. И в то же время, апостол Павел пишет, что «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10). То есть, угождение должно быть, во-первых, Богу и несовместимо человекоугодничество с послушанием своему Творцу. Божия Матерь познала это лучше апостола Павла. Она в Храме была наполнена Божественной благодатью, Ее ум был просвещен, духовные чувства очищены, и Она смогла стать вместилищем Божиим.

Церковь нам показывает, что дорога к Небу, к Богу идет через наше послушание Творцу. Что такое Храм? Потому что можно сказать, что дорога на Небо идет и через Храм. А Храм – это то место, где человек не имеет никакой власти. Есть только воля Божия, Его сила и крепость. Именно через это идет дорога на Небо. А мы, приходя в Храм, только должны просить Бога, чтобы Он нам помог, за нас сделал то, что мы не можем сами сделать. Да, мы все немощны, да, мы не можем, у нас ничего не получается. Но по своей гордыне мы начинаем вместо того, чтобы просить помощи Божией, роптать и быть недовольными. А нам остается только смиряться, и Господь за нас все сделает. Это понятие Церкви, Храма постоянно слышится в словах Апостолов, оно постоянно упоминается на Богослужении. Почему? Потому что, если мы возьмем семью, малую церковь, то опять говорим — Церковь. Это говорит о чем? О том, что в семье есть один Владыка и Хозяин — это Бог, потому что в Церкви нет других хозяев. И когда начинается в семье междоусобица, и ищут, кто старше и кто главный, забывая, что это малая церковь, то тогда это не семья, а случайное сожитие двух людей. Только Бог соединяет души и сердца. Поэтому Церковь и называет семью малой церковью, в которой должен властвовать Господь, а люди: муж, жена, дети быть верными Ему и послушными, любить Его и исполнять Его благую святую волю. Как только человек отходит от этого, то понятие семьи пропадает. Если человек посвящает себя Богу и хочет прожить один, опять он должен или у себя дома создать Церковь, быть в молитве и послушании Богу, или идти в монастырь, где тоже Хозяин Господь. То есть, путь на Небо идет только через послушание Богу, и другого пути нет. Мы можем сказать, что он проходит через Храм, через исполнение заповедей, но если проще об этом говорить, то именно так.

И Церковь нам напоминает сегодня, что если и мы хотим войти в Божественную историю, в историю вечности, прийти к Богу и продолжать вместе с Ним, быть Ему в послушании и любви, то и для нас необходим путь через Храм, который должен быть устроен не только внешне, но и внутри нас, где также бы царствовал Господь, а мы были Его верными рабами и послушниками. Именно поэтому Апостолы постоянно повторяли, что это дар Божий, потому что и внутри меня, как пишет апостол Павел, властвует Господь, я не принадлежу себе, несу Ему послушание и стараюсь быть верным Ему до смерти. «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Как он говорил, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,       ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8:38-39). А на Божией Матери благодать Божия исполнилась еще более, для нас Она является величайшим образцом послушания, смирения и чистоты. Все эти добродетели от Бога, если мы не противимся Его святой благой воле.

Сегодня, вспоминая это празднество, дорогие братья и сестры, не будем забывать, что Церковь нам напоминает о том, что и мы должны через это пройти, что это и наш путь. Может, он тернистый и тяжелый, может, мы настолько погрязли в человеческом,  земном, забыли все и вся, забыли, что Господь единственный Хозяин и Господь наших душ, телес и всего, что нас окружает. Но об этом надо вспомнить, идти за Богом, любить Его и слушаться.  

Аминь.                          

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ